Состояние | 0 (Полировка, Proof) |
Металл | Медно-никелевый сплав |
Номинал | 1 |
Год выпуска | 2010 |
Диаметр | 33 мм |
Вес монеты | 15,5 г |
Грюнвальдская битва. 600 лет
Введены в обращение: 7 апреля 2010 года
Дизайн: О. Новосёлова (Беларусь) (кроме дизайна золотой монеты номиналом 20 рублей),В. Лукашик, А. Яцук, С. Заскевич (Беларусь) (дизайн золотой монеты номиналом 20 рублей)
Чеканка: ЗАО "Литовский монетный двор", Вильнюс, Литва
Монеты имеют форму круга, с лицевой и оборотной сторон – выступающий кант по окружности. Боковая поверхность монет рифленая.
Аверс
На золотой монете номиналом 50 рублей, серебряной и медно-никелевой монетах расположены: вверху – рельефное изображение Государственного герба Республики Беларусь; в центре – стилизованное изображение меча, по очертанию напоминающее человека: на золотой монете – на фоне потрескавшейся земли, на серебряной и медно-никелевой монете – на фоне кольчуги; по кругу надписи: в верхней части – РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ, внизу номинал – 50 РУБЛЁЎ (на золотой монете), 20 РУБЛЁЎ (на серебряной) и 1 РУБЕЛЬ (на медно-никелевой), проба сплава (на золотой и серебряной) и год выпуска монет в обращение.
На лицевой стороне золотой монеты номиналом 20 рублей расположены: вверху – рельефное изображение Государственного герба Республики Беларусь; в центре в обрамлении венка из дубовых листьев изображения двух готических мечей; по кругу надписи: вверху — РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ, внизу номинал – 20 РУБЛЁЎ, проба сплава и год чеканки.
Реверс
стилизованная печать в виде оттиска большого пальца, в структуре которого изображена надпись: ГРУНВАЛЬДСКАЯ БІТВА и дата битвы – 15.07.1410.
На золотой монете номиналом 20 рублей изображены: в центре — чаша, увенчанная венком из дубовых листьев, как вместилища страданий от пережитой войны и десять расположенных крестообразно пирамидальных выступов как память о погибших в Великой войне; по кругу надписи: вверху – ГРУНВАЛЬДСКАЯ БІТВА, внизу – 600 ГОД.
Грюнвальд стал кульминационной точкой давно нараставшего конфликта. Тевтонский орден Официально — Орден братьев немецкого госпиталя Пресвятой Девы Марии в Иерусалиме возник на Святой земле в 1190, в эпоху Крестовых походов. Он был одним из нескольких средневековых рыцарских орденов, который не только боролся с неверными, но также вел религиозную деятельность и помогал больным. Принимали туда большей частью немецких рыцарей, которых — из-за черных крестов на плащах — прозвали крестоносцами.
В 1226 году польский князь Конрад Мазовецкий из династии Пястов призвал Тевтонский орден на Хелминскую землю для борьбы с языческой Пруссией. Через несколько десятилетий монахи-рыцари завоевали прусские земли и создали там собственное государство. А захватив в 1308 году Гданьское Поморье, открыли период конфликтов с Польшей.
На протяжении XIV века рыцари неоднократно совершали нападения и на Литву, стремясь захватить власть над Жемайтией. Таким образом, орденское государство стало общим врагом для Польши и Литвы, которые в 1386 году объединились под властью потомков литовского князя Гедимина.
И хотя в 1410 году под Грюнвальдом Тевтонский орден потерпел серьезное поражение, это не положило конец его могуществу. Ягелло и Витовту не удалось захватить резиденцию великих магистров в Мальборке, а завершивший войну мирный договор принес польско-литовской стороне лишь относительный успех. Власть ордена была сокрушена позже, только во время Тринадцатилетней войны (1454–1466). Тогда польская армия заняла Мальборк, королевство вернуло себе Гданьское Поморье и Хелминскую землю, а также захватило Вармию, а орденское государство, чья территория уменьшилась почти вдвое, признало сюзеренитет Польши. Получив доступ к Балтийскому морю, Польша расширила возможности торговли с Западной Европой — это заложило основы ее экономического успеха в конце XV и XVI веках.
Однако в ходе Тринадцатилетней войны не произошло ни одного зрелищного решающего сражения, и символом победы над тевтонскими рыцарями стал Грюнвальд. Важность этой победы признавалось уже в XV–XVIII веках, но наивысшее значение ей приписала идеология XIX и XX веков.
Память о сражении
В польско-литовской Речи Посполитой вплоть до ее разделовВ конце XVIII века территория государства была разделена между Россией, Пруссией и Австрией Грюнвальд считался одной из величайших побед в отечественной истории. В течение веков были созданы изображения битвы, которые и сейчас напоминают о том, какое ей тогда придавалось значение. Ярким примером может служить коллегиальная церковь в Опатуве — романский храм, где проходили сеймики, избирательные собрания местной шляхты.
Изображение Грюнвальдской битвой занимает там почетное место среди программных патриотических произведений эпохи позднего барокко. В Кракове до 1794 года устраивались ежегодные торжественные процессии в память о победе над неприятелем.
Национальные движения XIX века придали Грюнвальдской битве новый смысл. Польско-литовские войска, в которых были также отряды русинов и татар, стали считаться представителями польского или литовского народов, а тевтонских рыцарей отождествили с немцами.
Для литовцев Грюнвальд (ЖальгирисДословный перевод с немецкого на литовский названия «Грюнвальд» — «Зеленый лес») сделался одним из важнейших символов былой славы их родины, а победивший полководец, великий князь Витовт (Витаутас) — национальным героем. Для поляков же Грюнвальдская битва символизировала победу над Германией — в прусском разделе, на фоне усиливавшейся во второй половине XIX века германизации, это имело особое значение. В сознании поляков прочно запечатлелось монументальное полотно Яна Матейки (1878), изображающее, в частности, гибель великого магистра и победный жест великого князя Витовта.
|
|
Похожие лоты
1 комментарий