Харлампович К.В. Западнорусские православные школы XVI-XVII ст.

Осталось3 дня Завершается 28 апреля в 19:56:37
0
2
№ 5015942706Приемлемое состояние
Без фотографий
70,00 бел. руб. 21,59$20,212001,72руб. Справочно по курсу НБРБ
Я согласен с правилами аукционов и покупаю лот за 70,00 бел. руб.
Описание лота
Состояние Приемлемое
524 стр. Современная ксерокопия, напечатанная с одной стороны листа. Глухой переплет
Автор Харлампович
Издательство Типолитография императорского университета Казани
Год издания 1898
Переплет Твердый переплет

ОГЛАВЛЕНІЕВВЕДЕНІЕОтд?лъ первый, Католическія школыГлава 1. Школы ка?едральныя и приходскіяРаспространеніе католичества въ западной Россіи. Условія происхожденія древняго католическаго просв?щенія въ зап. Россіи и характеръ его; католическія школы до XVI в. Обстоятельства. сод?йствовавшія развитію католическаго просв?щенія въ зап. Россіи съ начала XVI ст.; протестантство, какъ одно изъ нихъ; заботы соборовъ объ умноженіи и улучшеніи школъ. Ка?едральныя школы: виленская, львовская, перемышльская, красноставская, кіевская, м?дницкая, луцкая и олыкская - коллегіатская. Устройство ка?едральнихъ школъ. Приходскія училища до прибытія іезуитовъ въ зап. Россію и вліяніе посл?днихъ на народное образованіе. Парохіальныя школы второй половины XVI и первой XVII ст. Устройство ихъ; росписаніе уроковъ и программа; языки, система семи свободныхъ наукъ. Воспитательная часть. Содержаніе учителей н учениковъ, Кіевская генуэзская школа. Роизіевская юридическая школа въ Вильн? .......... 1—37

====Глава II. Іезуитскія училища. Исторія ихъ===='

Условія распространенія іезуитскаго ордена по зап. Европ? и по польско-литовскому государству. Симпатіи къ іезуитамъ польскихъ епископовъ и короля Стефана Баторія, Виленская академія. Д?ятельность еп. Валеріана Протасевича по вызову въ Вильну іезуитовъ и первые ихъ шаги въ этомъ город?. Преобразованіе гимназіи въ академію. Бурсы, библіотека, ти-пографія. Внутренняя жизнь академіи. Ректора и профессора ея. Ярославская коллегія. Замостская школа. Полоцкая кол-легія. Оршанская школа. Люблинская, несвижская, львовская коллегіи. Савинская школа. Коллегія луцкая, каменецкая. крожская, перемышльская, смоленская, барская, винницкая. фастовская, острожская, пинская, новгородъ-с?всрская .......... 38—78Глава ІІІ. Іезуитскія училища. Органиэація ихъПроисхожденіе іезуитскаго учебно-воспитательнаго плана. Дидактика іезуитовъ: д?ление низшихъ школъ (gymnasia) на классы; планъ наукъ въ каждомъ; общій характеръ гимnазическаго образаванія. Философскій и богословскій курсы. Учебныя руководства. Администрація іезуитскихъ школъ; преподавательскій персоналъ. Педагогика іезуитовъ; воспитательные npieмы: дисциплина; награды и наказанія. Достоинства и недостатки іезуитской педагогической системы .......... 79 -118Глава IV. Духовныя семинаріиНеобходимость духовныхъ семинарій въ зап. Россіи. Семинаріи виленская и жмудская. Устройство духовныхъ семинарій по плану тридентскаго собора .......... 119—125Глава V. Замостская академіяОснователь ея - канцлеръ Янъ Замойскій. Мотивы и ц?ль учрежденія. Средства содержанія. Д?леніе на классы. Администрація, профессора, студенты. Причины непопулярности академіи. Бол?е видные представители ея. .......... 126—140Отд?лъ второй. Протестантскія школыГлава VI. Распространеніе реформаціи въ зап. Россіи и судьба протестантскихъ школъШкола и книга — главныя орудія распространенія протестанства въ зап. Россіи. Отношеніе къ протестантству короля Сигизмунда Августа. Лютеранство, кальвинство, социніанство: взаимная борьба ихъ и падеіе. Отношеніе протестантовЪ къ школ? и къ просв?щенію, Школы лютеранскія, кальвинскія (виленская, биржанская, слуцкая, кейданская и др.) и социніанскія .......... 141 — 166Глава VII. Организація протестантскихъ школъОбщее значеніе реформаціи въ исторіи педагогики. .Лютеръ. Устройство лютеранскихъ школъ въ зап. Россіи; уставъ Віленской школы. Администрація, внутренніе порядки, программа кальвинскихъ школъ. Устройетво социніанскихъ училищъ .......... 167—184Отд?лъ третій. Православныя школыГлава VIII. Православное просв?щеніе въ зап. Россіи до учрежденія острожской и братскихъ школъ и обстоятельства, обусловившія появленіе ихъРазличное р?шеніе историками вопроса о количественной и качественной сторонахъ западнорусскаго просв?щенія въ XVI—нач. XVII в. Д?леніе этого періода на дв? часті: до начала 1580-хъ годовъ и —посл?. Западнорусскія школы до XVI в. Данныя о распространеніи грамотности среди духо-венства и монашества, аристократіи и шляхты, горожанъ и крестьянъ. Приходскія и монастырскія школы, существованіе которыхъ удостов?ряется въ первую половину XVI в. (до 1530-хъ годовъ). Характеръ ихъ, учителя, учебные предметы и книги. Недостаточность даваемаго ими образованія въ виду новыхъ запросовъ времени и возникающее отсюда въ западнорусскомъ обществ? умственное оживленіе. Руководители его—аристократія и горожане въ лиц? братствъ. Анализъ различныхъ просв?тительныхъ вліяній, которымъ подвергалась зап. Русь во вторую половину Х?І ст. Вліяніе польской культуры. Протестантство и взаимныя отношенія между православными и протестантами. Католическое вліяніе и іезуиты. Московское вліяніе и греческое; характеръ отношеній грековъ и западноруссовъ въ конц? XVI и нач. XVII ст. Патронатъ и его вліяніе на судьбу нашего школьнаго образованія. Реакція духовенства противь улучшенія образованія вообще и Противъ польско-европейской постановки его въ частности; примереніе съ ними въ конц? нашего періода. .......... 185—236Глава IX. Острожское училищеОбщее значніе кн. Константина Константиновнча Острожскаго въ исторіи нашего просв?щенія. Вліяніе на кн. Острожскаго кн. А. М. Курбскаго. Друкарь Ив. ?еодоровъ и открытіе типографіи въ Острог?. Острожская школа. Учре-жденіе ея пе К. И. Острожскимъ, а Константиномъ Константиновичемъ, около 1580 г. Отрицательныя и положитель-ныя доказательства того, что острожская школа была не ака-деміей, но и не низшимъ училищемъ, а скор?е всего —среднимъ. Отсутствіе историческихъ данныхъ объ ея внутреннемъ устройств?. Вн?шняя исторія училища. Ея устройство и усп?хи. Ослабленіе посл?днихъ въ 90-хъ годахъ XVI ст. Подача ей помощи изъ Греціи. Дерманскій монастырь. Попытка кн. К. К. Острожскаго преобразовать училіще въ академію. Существованіе острожской типографіи и школы посл? смерти фундатора. Острожскіе ученые: Герасимъ Смотрицкій, Киріиллъ Лукарисъ, Никифоръ Грекъ, "Клирикъ острожской церкви", Василій, пресвітеръ, Даміанъ, Христофоръ Филалетъ Бронскій. Лятошъ, іером. Кипріанъ и др. .......... 237—276Глава X. Братскія школыОбщая причина происхожденія и размноженія братствъ и братскихъ училищъ. Обстоятельства, побудившія братства именно взяться за просв?щеніе народа. Общая исторія братскихъ школъ; отношеніе къ нимъ правительства, іерархіи. Стремленіе братствъ монополизировать въ своихъ рукахъ народное образованіе; противод?йствіе этому. Вопросъ о прав? православной церкви и братствъ заводить школы — привосшествіи на престолъ Владислава IV. Львовская школа. Реорганизація львовскаго братства, пріобр?теніе имъ типографіи и устройство училища. Антіохійскій патріархъ Іоакимъ, еп. Гедеонъ Балабанъ, п. Іеремія, м. Михаилъ Рагоза и ихъ отношенія къ братству и просв?тительнымъ учрежденіямъ его. Усп?хи львовской школы и ея отношенія къ школамъ другихъ городовъ. Привилей к. Сигизмунда III отъ 15 октября 1592 г. Нападенія на братскую школу. Братская библіотека въ 1600—1601 гг., какъ показатель постановки школьнаго д?ла. Упадокъ братской школы и ея возстановленіе. Виленская школа. Время происхожденія братства и училища. Недостатокъ преподавателей и отношенія къ львовской школ?. Подтвердительныя грамоты п. Іереміи и к. Сигизмунда. Пожертвованія въ пользу школы. Нападеніе іезуитскихъ студентовъ. Непріятности съ учителями. Враждебныя отношенія латино-уніатовъ. Іосифъ Бобриковичъ улучшаетъ школу. Виленское братство и монастырь д?лаются центромъ просв?ти-тельныхъ стремленій православныхъ западноруссовъ. Утвержденіе братства съ школой к. Владиславомъ IV. Брестская школа, начало ея, отношенія къ львовскому училищу и переходъ въ руки уніатовъ. Минскія школы—шпитальная и петро-павловская; нападеніе на посл?днюю со стороны уніатовъ. Могилевская школа. Привилей могилевцамъ на открытіе шко-лы короля Стефана. Устройство ея беретъ на себя братство. Вопросъ о количеств? братствъ (и школъ) въ Могилевъ въ нач. XVII ст. Отнятіе уніатами у спасскаго братства монастыря и школы. Судьба посл?дней. Луцкая школа. Происхожденіе ея и утвержденіе. Уставъ ея. Переходъ ея въ руки монаховъ братскаго монастыря. Постановка учебнаго д?ла. Кіевскія школы — братская и лаврская. Начало кіевскаго братства и школы въ 1614—1615 гг. Отсутствіе въ Кіев? до того времени правильно организованныхъ училищъ. Утвержденіе школи п. ?еофаномь. Гетманъ Конашевичъ-Сагайдачный. Судьба братской школы до соединенія ея съ лаврской. Основаніе посл?дней Петромь Могилой: составъ преподавателей и курса. Опасность, грозившая лаврской школ?, и перенесеніе ея въ братскій монастырь. Прочія братскія и небратскія школы, А) братскія: рогатинская, городокская, перемышльская, комарнская, люблянская, б?льская, каменецъ-подольская, замостская, львовская богоявленская, галичская, холмская, винницкая, б?лиловецкая, пиинская. Б) небратскія: владимирская, пересопницкая, стрятинская, дубенская, могилевская, ярославская, ельненская, цеперская, евьевская, межибожская, шкловская, (борколабовская). кpoньцкая, кутеинская, полоцкая .......... 277—273Глава XI. Дидаскалы и ректора братскихъ школъАрееній, архіепископъ елассонскій. Стефанъ Зизаній. Лаврентій Зизаній. Кириллъ Транквилліонъ Ставровецкій. Гавріилъ Доро?еевичъ. Іовъ Борецкій. Мелетій Смотрицкій. Леонтій Карповичъ. Іосифъ Бобриковичъ. Кассіанъ Саковичъ. ?ома Іевлевичъ, Сильвестръ Коссовъ, Исаія Трофимовичъ, Софроній Почаскій .......... 374—408Глава XII. Общій характеръ, учебная программа, уч?бники и устройство братскихъ школъР?шеніе спора объ источник? и общемъ характер? учебной и воспитательной частей братскихъ школъ — въ пользу Византіи, съ предоставленіемъ изв?стнага м?ста и другимъ дидакгическимъ и педагогическимъ вліяніямъ. Учебные предметы: славянскій, греческій, русскій, латинскій и польскій языки; діалектика, риторика съ поэзіей и гомилетикой, ари?метика, геометрія, астрономія, музыка (п?ніе), исторія и богословскія науки. Учебники и учебныя пособія братскихъ школъ: грамматики славянскаго, греческаго и латинскаго языковъ; руководства и пособія по богословію. Педагогія братскихъ школъ; организація ихъ. Администрація, учителя, содержаніе ихъ. Условія пріема воспитанниковъ; д?леніе школъ на классы; средства содержанія учениковъ. Принципъ воспитанія; классная дисциплина. Взаимныя отношенія учителей и учениковъ; протосхолы, педагоги и дежурные. Наказанія. Младенческія братства въ школахъ. Заслуги братскихъ школъ для церкви и в?ры, для національности русской, для науки и для просв?щенія .......... 409—476Отд?лъ четвертый. Уніатскія школыГлава XIII. Уніатскія школы до уніи и въ періодъ уніи. Устройство ихъЗначеніе школъ въ исторіи церковной уніи съ Рімомъ. Національныя коллегіи въ Рим?; а?анасіевская коллегія, внутреннее устройетво ея и программа. Сов?тъ Поссевина объ учрежденіи семинаріи для русскихъ въ Вильн?; открытіе ея и общее устройство. Отношеніе русскихъ владыкъ—уніатовъ къ вопросу о школахъ: сознанная ими необходимосгь учрежденія своихъ, уніатскихъ училищъ Школы брестская, владимирская. Виленская семинарія. Іосифъ Рутскій и его проектъ поднятія просв?щенія въ уніатскомъ клир?; устроенный имъ въ Вильн? новиціатъ. Королевскій привилей, передавшій монахамъ зав?дываніе школьнымъ д?ломъ (1613 г.). Школы новгородская и минская. Стипендіи, предоставленныя уніатскимь юношамъ въ папскихъ и іезуитскихъ коллегіяхъ. Тенденція базиліанскаго ордена захватить въ свои руки все уніатское образованіе. Новгородовичская, 1-ая лаврашевская и рутская базиліанскія конгрегаціи и ихъ отношеніе къ этому вопросу. Потребность въ учрежденіи новой духовной семинаріи для б?лаго духовенства взам?нъ упавшей виленской; исторія назр?ванія ея и неудачныхъ попытокъ ея удовлетворенія. Сод?йствіе Рима. Лаврашевская конгрегація, кобринскій соборъ и новгородскій соборикъ (1626 г.). Усердіе м. Рутскаго и неакуратность монастырей. Преподаватели уніатскихъ училищъ. Петръ ?еодоровичъ Суромятникъ, Іосифъ Рутскій, Іосафать Кунцевичъ; іезуиты. Оргаинзація уніатскихъ школъ; администрація, программа, дисциплина. Свид?тельства Мелетія Смотрицкаго и Кассіана Саковича, характеризующія состояние въ ихъ время школьнаго д?ла у уніатовъ .......... 477—524

Доставка и оплата
Доставка из города Минск, Беларусь
Отправка почтой в другой город по стране
Передача лично
Невозможно выслать в другую страну
Расчет наличными лично с продавцом при получении лота
Наложенный платеж при получении лота на почте

Похожие лоты

Вход

В течение нескольких секунд вам придёт SMS с одноразовым кодом для входа. Если ничего не пришло — отправьте код ещё раз.
Это бесплатно, безопасно и займёт всего несколько секунд
Войдите с помощью своего профиля

Регистрация

Введите номер вашего мобильного телефона:
Войдите с помощью электронной почты или номера телефона
Войдите с помощью своего профиля