И. Хруцкий 20 рублей 2010 г

Осталось5 дней Завершается 20 июня в 13:02:27
2
20
№ 50371518550 (Полировка, Proof)
200,00 бел. руб. 62,56$57,915585,03руб. Справочно по курсу НБРБ
Я согласен с правилами аукционов и покупаю лот за 200,00 бел. руб.
Описание лота
Состояние 0 (Полировка, Proof)
Металл Серебро
Номинал 20
Год выпуска 2010
Вес монеты 28,28 г

                                                                                              И. Хруцкий 

Введена в обращение: 5 января 2010 года

Дизайн: С. Некрасова (Беларусь)

Чеканка: АО "Монетный двор Польши", Варшава, Польша

  • Серебряная, проба серебра: 925
  • номинал: 20 рублей
  • масса монеты: 28,28 г
  • масса серебра в чистоте: 26,16 г
  • качество: "бриллиант-анциркулейтед", с использованием тампопечати, форма – прямоугольная, размер: 28.0 х 40.0 мм
  • тираж: 4 000 шт.

Монета имеет прямоугольную форму с лицевой и оборотной сторон — выступающий кант по периметру прямоугольника. Боковая поверхность монеты без насечки.

Аверс

в центре — фрагмент картины белорусского художника Ивана Хруцкого "Партрэт невядомай", выполненный тампопечатью; слева внизу – рельефное изображение Государственного герба Республики Беларусь, вокруг него надпись: РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ, внизу — год чеканки, номинал 20 РУБЛЁЎ, проба сплаваи фирменный (товарный) знак Монетного двора Польши.

Реверс

рельефное изображение фрагментов автопортрета художника и картины "Кветкі і садавіна", под ним — палитра и кисти, авторская подпись; внизу надписи: 1810–1885 (годы жизни) и I. ХРУЦКІ.

Иван Фомич Хруцкий – (27 января 1810 года, местечко Улла Витебской губернии, – 13 января 1885 года, имение Захаричи Витебской губернии, Российская империя) – белорусский и русский художник, мастер портрета и натюрморта.

Хруцкий оставил заметный след в истории искусства благодаря своим многочисленным натуралистичным натюрмортам, которые украшали самые богатые дома его современников; мастера по праву можно считать основателем русского натюрмортного жанра. Хруцкий также был прекрасным портретистом, в работах которого отчетливо проступают принципы венециановской школы.

Особенности творчества художника: В натюрмортах Ивана Хруцкого можно найти влияние и голландских, и фламандских мастеров, однако Хруцкий выработал свой личный, узнаваемый стиль: его работы оптимистичны, в них ощущается наслаждение жизненным моментом. Гладкая, лессировочная манера письма вполне укладывается в основные принципы академизма. Щедрые дары природы, изображаемые Хруцким – символ изобильной жизни для людей того времени. Это экзотический виноград, который только начали выращивать в оранжереях Санкт-Петербурга, а также лимоны, которые художник очень часто изображал «в голландском стиле» - с надрезанной кожурой, ниспадающей со стола. Дорогие, «райские» фрукты – одна из знаковых особенностей натюрмортов Хруцкого, равно как и реалистическая, мастерская сверхточность в изображении мельчайших деталей картины: структуры и фактуры овощей и фруктов, стекла и керамики, ткани и металла.

Известные картины художника Ивана Хруцкого: «Портрет неизвестной с цветами и фруктами», «Цветы и плоды», «Старуха, вяжущая чулок», «Натюрморт с биноклем», «Плоды и дыня», «Натюрморт со свечой». 

Юность и первые учителя

Иван Фомич Хруцкий родился в польской семье униатского священника, в местечке Улла Лепельского уезда Витебской губернии. Старший сын в семье, он должен был продолжить дело отца – в 10 лет мальчика отправили в Полоцк, где он поступил в лицей монашеского ордена пиаров. Здесь Хруцкий получил блестящее образование, в том числе выучил несколько языков. Однако священником он так и не стал: когда Ивану исполнилось 17 лет, он решился ехать в столицу и поступать в Академию художеств. Здесь, по воспоминаниям потомков художника, он некоторое время был в подмастерьях у английского художника Джорджа Доу, который работал над сотнями портретов русских полководцев для Военной галереи в Зимнем Дворце Санкт-Петербурга.

Впрочем, это спорные сведения; собственно, вся биография Ивана Хруцкого изобилует белыми пятнами и представляет несомненный интерес для искусствоведов: художник не оставил ни писем, ни дневников. Тем не менее, считается, что с 1830 по 1833 годы Хруцкий работал под руководством Джорджа Доу. В это же время он получил разрешение на право посещать Императорский Эрмитаж, где занимался копированием произведений величайших мастеров Европы. Известно, что в Эрмитаж Хруцкого допустили по протекции академика Юзефа Олешкевича (1777 – 1830), художника польского происхождения, члена Академии художеств, известного своими работами для царской семьи и слывшего необыкновенно добродетельным человеком.

Академические штудии

В 1833 году Иван Хруцкий становится приходящим («посторонним», как тогда говорили) учеником Императорской Академии Художеств. Он учится в мастерской пейзажиста Максима Воробьева, а основы портретной живописи постигает в классе Александра Варнека. Также учителями Хруцкого были выдающиеся академисты Карл Брюллов и Федор Бруни. Некоторые искусствоведы считают, что в Академии Хруцкий познакомился с Алексеем Тырановым – художником, который к тому времени уже окончил школу живописца Алексея Венецианова, признанного мастера пейзажной живописи и крестьянских бытовых сцен. Именно венециановская манера живописи и большое внимание к мельчайшим подробностям предметного мира во многом присуща творчеству Хруцкого.

Закончив обучение в 1836 году, Иван Хруцкий получил звание неклассного (свободного) художника. За картину «Цветы и плоды» он был удостоен большой серебряной медали. В 1837 император Николай I отметил заслуги Хруцкого часами на золотой цепочке «в поощрение к дальнейшим трудам». Популярность Ивана Хруцкого растет, и год спустя за картины «Цветы и плоды» и «Старуха, вяжущая чулок» он был награжден малой золотой медалью Академии художеств.

Прекрасная незнакомка

В период с 1835 по 1838 годы Иван Хруцкий пишет ряд портретов, на которых изображена молодая прекрасная женщина; эта серия «Неизвестных» - с цветами, с фруктами – большая загадка для историков и искусствоведов. О личности этой замужней женщины – а практически на всех портретах мы видим обручальное кольцо – до сих пор ничего не известно. Версия о портретах жены не выдержала проверки: в то время будущей супруге Хруцкого, Анне Ксаверьевне Бембновской (1822) было всего 13-15 лет… Однако произведение, известное нам под названием «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838), на которой изображена та же женщина, что и на серии «Неизвестных» женских портретов, позволяет предположить, что в жизни художника была загадочная история, о которой современникам ничего не известно. Сегодня эта картина называется «Портрет неизвестной с цветами и фруктами» и является визитной карточкой Национального художественного музея Республики Беларусь, а также всей коллекции работ Ивана Хруцкого, которая здесь хранится. Фрагмент этой картины изображен на современной тысячной денежной купюре Республики Беларусь.

Признанный мастер натюрморта

Хруцкий постоянно выставлялся; его работы экспонировались на выставках Академии художеств и всегда пользовались успехом у публики благодаря ярким краскам и ощущению праздника, которое они вызывали у зрителя. Из-за огромного количества заказов Хруцкий часто повторял свои работы, зачастую лишь незначительно меняя композиционное решение. Так, «Натюрморт с биноклем», написанный в 1839 году, художник повторил восемь раз. Словом, он нашел свою творческую нишу, став самым известным и самым востребованным русским мастером натюрморта XIX века. «За отличные труды в портретной, пейзажной и особенно по живописи плодов и овощей» Иван Хруцкий в 1839 году получил звание академика Императорской Академии художеств.

Будучи прекрасным портретистом, Хруцкий и в этом жанре почти всегда включал в картину натюрморт. Во многих его работах отчетливо прослеживается стиль бидермейер – семейные сцены, портреты в интерьерах, выписанных с большими подробностями... Ощущается погруженность в восприятие мира ребенком, воспевается любовь к семье. Хруцкому заказывают работы известные личности – он пишет «Портрет Иосафата Булгака» (1843), униатского митрополита, и «Портрет Ильи Ивановича Глазунова», крупнейшего петербургского книгоиздателя.

Возвращение на родину

Будучи старшим сыном в семье, после смерти своего отца в 1839 году Иван Хруцкий принял решение оставить Санкт-Петербург, своих поклонников, дорогие заказы и вернуться в отчий дом, чтобы стать опорой для матери, братьев и сестер. Поглощенный семейными хлопотами, художник стал реже писать – в основном, создавать портреты. В 1844 году он приобрел недалеко от Полоцка имение Захаричи, где выстроил дом по собственному проекту. Год спустя Иван Хруцкий женился на молодой соседке-католичке Анне Ксаверьевне Одровонж-Бембновской (1822 – 18…), дочери офицера, и окончательно осел на родной земле.

Вильненский период

В 1846 году художника приглашает на работу архиепископ Иосиф Семашко. Иван Хруцкий приезжает в Вильно, где ему предоставляют квартиру, стол и гонорар – тысячу рублей серебром в год. Увы, особенного удовольствия работа на Семашко художнику не принесла: архиепископ постоянно вмешивался в творческий процесс, требовал копировать классических европейских мастеров. На протяжении 8 лет Иван Хруцкий пишет портреты ближайших соратников Семашко - 32 портрета лиц духовного звания, из которых до наших дней дошел всего один - «Портрет Викентия Лисовского». Художником также были созданы иконы для Александро-Невского собора в Ковно (Каунасе), пещерной церкви трех мучеников в Вильно, церкви Св. Иосифа Обручника в Тринополе, пейзажи, виды Вильно… В этот же период Хруцкий принимает участие в издании «Вильнюсского альбома» Яна Вильчинского: в первой серии литографированных городских видов Вильно, выпушенных в Париже, есть его работа «Пригород Снипишки».

Неспешные годы в Захарничах

Наконец, Хрукций оставляет опостылевшего заказчика и покровителя Иосифа Семашко, к тому времени ставшего митрополитом. Художник возвращается к семье, в родные Захарничи. В 1855 году он пишет не вполне свойственную ему работу – портрет Адама Мицкевича. Созданный после смерти поэта и одного из лидеров польского освободительного движения, этот портрет одним своим существованием поднимает ряд вопросов, на которые сам Хруцкий ответов не оставил.

В последующие годы жизнь Ивана Хруцкого и его семейства течет мирно и гладко; художник ведет скромную, почти затворническую жизнь, работает мало, пишет семейные портреты и домашние интерьеры, почти позабыв о любимых натюрмортах. Одна из последних работ Ивана Хруцкого – «Автопортрет», созданный в 1884 году, за 9 месяцев до смерти.

Доставка и оплата
Доставка из города Минск, Беларусь
Отправка почтой в другой город по стране
Передача лично
Согласен выслать в другую страну
Расчет наличными лично с продавцом при получении лота
Безналичный расчет
Полная предоплата до отправки лота по почте

Похожие лоты

Вход

В течение нескольких секунд вам придёт SMS с одноразовым кодом для входа. Если ничего не пришло — отправьте код ещё раз.
Это бесплатно, безопасно и займёт всего несколько секунд
Войдите с помощью своего профиля

Регистрация

Введите номер вашего мобильного телефона:
Войдите с помощью электронной почты или номера телефона
Войдите с помощью своего профиля

Восстановление пароля

Укажите адрес электронной почты, который вы использовали при регистрации
Нужна помощь? Напишите нам

Восстановление пароля

Инструкции по восстановлению пароля высланы на 
Нужна помощь? Напишите нам

Согласие на обработку персональных данных

Согласно Закону Республики Беларусь «О защите персональных данных» и в соответствии с Политикой конфиденциальности, для дальнейшего использования Сайта / Приложения вам необходимо подтвердить своё согласие на обработку персональных данных.

Отказываюсь
Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.