Казимир Лыщинский: Самый скандальный судебный процесс в истории Беларуси, 2024, 356 страниц, тираж 20 экземпляров, АВТОГРАФЫ АВТОРОВ

Завершён8 апреля в 11:29:30
16
763
№ 5036732827Отличное состояние
Лот продан за 82,50 бел. руб. 8 апреля в 11:29:30, победитель balulit.
Описание лота
Состояние Отличное
Новая книга о Казимире Лыщинском (04.03.1634-30.03.1689) приурочена к 390-летию со дня его рождения и 335-летию со дня казни.

Казимир Лыщинский: Самый скандальный судебный процесс в истории Беларуси, 2024, 356 страниц, тираж 20 экземпляров, АВТОГРАФЫ АВТОРОВ 

Казимир Лыщинский (04.03.1634-30.03.1689) стал знаменит в 1689 году. О нем писали во Франции, Италии, Германии, Польше и Литве. Он оказался в центре самого скандального судебного процесса в истории Беларуси. Его делом занимался папа римский. Философы всегда делали акцент на его атеизме, историки им мало интересовались.

Кем на самом деле был человек, которого сожгли на костре? Солдат, монах, политик, судья, мыслитель? Обладатель несметных сокровищ? Белорус, который «убил» Бога? Закоренелый безбожник или скромный ученый?

Новая книга о Казимире Лыщинском приурочена к 390-летию со дня его рождения и 335-летию со дня казни. Это третья биография в серии «ЖЗЛБ», подготовленная Л. Дроздовым. Книга о К. Лыщинском написана в соавторстве с Д. Жуковским. Первая в серии - «Ясновельможный пан Лев Сапега» (2016), вторая - «Петр Машеров: падение вверх» (2018).

кратко о Казимире Лыщинском читайте здесь:

Юрист, сожженный на костре, или Самый скандальный судебный процесс в истории Беларуси

[удалено модератором за нарушение правила 1.9]

Содержание книги:

Прадмова да другога выдання 5 Предисловие 6 Слова ад суаўтара 11 Глава 1. Родословная 14 Глава 2. Отец 26 Глава 3. Мать 38 Глава 4. Братья 44 Глава 5. Брест. Сапеги. Иезуиты 59 Глава 6. Солдат 73 Глава 7. Монах 83 Глава 8. Новиций 95 Глава 9. Политик 108 Глава 10. Судья 121 Глава 11. 100 тысяч фортун 132 Глава 12. Трактат 146 Глава 13. Роковое решение 165 Глава 14. Донос 181 Глава 15. Школа 200 Глава 16. Духовный суд 217 Глава 17. Прокурор 231 Глава 18. Сеймовый суд 247 Глава 19. Инквизиция 273 Глава 20. Двайная гульня 281 Глава 21. Отречение и казнь 294 Глава 22. Два монаха 305 Глава 23. Резонанс 314 Глава 24. Память 329 Подводя итоги 346 Сокращения 348

Leon Silverman добавил 23 марта
[удалено модератором за нарушение правила 1.9]

Leon Silverman добавил 23 марта
[удалено модератором за нарушение правила 1.9]

Leon Silverman добавил 26 марта
Не Бог создал человека, а человек — Бога. Эта фраза брестского мыслителя и судьи Казимира Лыщинского, написанная им в 1674 году, ставшая крылатой, лежала в основе уголовного приговора. За нее ему отрубили голову, тело сожгли на костре, а пеплом выстрелили в сторону Турции. Таков удел людей, которые опережают свое время. Их имена становятся бессмертными. Значительная часть этой книги была издана ранее в 2021 году под названием: «Казимир Лыщинский: 330 лет загадок».

Leon Silverman добавил 27 марта
Для ознакомления публикуем 

Предисловие

Итак, вы готовы погрузиться в невероятнейшую историю, которая много лет назад произошла в реальной жизни?

Возможно, эта нарочито интригующая фраза вызвала на вашем лице ироничную улыбку или заставила вашу левую бровь изогнуться в удивлении. А может быть, вы даже захотели возразить, что немало видели собственными глазами и слышали собственными ушами, еще больше узнали из книг и фильмов, да и вообще, все заслуживающие внимания истории, приключившиеся на белорусской земле, давно рассказаны и положены на бумагу, Владимир Короткевич, Василь Быков, Кондрат Крапива и Иван Мележ в белорусской литературе уже случились, а равных им мастеров слова нет и не предвидится в ближайшие сто лет, так что и говорить не о чем.  

Однако позвольте все же попросить вашего внимания. Хотите верьте, хотите нет, эта история не оставит вас равнодушными. Вы будете сопереживать и раздражаться, сострадать и возмущаться, сжимать кулаки от сознания собственного бессилия, от невозможности повернуть колесо истории вспять, содрогаться от ужасной несправедливости.

Это история документальная, основанная на реальных событиях, которые даже изощреннейший писательский ум вряд ли смог бы смоделировать. Она сама жизнь во всех ее немыслимых хитросплетениях - с любовью до гробовой доски, научными исследованиями, способными перевернуть мир, тайными интригами, ночными похищениями, незаконным заключением, несметными сокровищами, войнами, несправедливым судом и жестокой казнью. В ней нет ничего придуманного, только факты - интересные и шокирующие. В некоторые из них невозможно поверить, но отрицание явления, увы, явления не отменяет.

Книга получилась полемической. Мы, конечно, не претендуем на истину в последней инстанции, несмотря на то, что с целью докопаться до этой самой истины вновь подняли и проанализировали немало документов Национального исторического архива Беларуси (НИАБ). Но, как оказалось, многие опубликованные материалы прошлых веков противоречат друг другу, особенно что касается дат, а каждый факт оброс несколькими толкованиями.  Так что изложить все последовательно, логично и системно было совсем непросто.

Непросто было и понять, с чего начать. Зацепок в этой истории несколько, и каждая из них по-своему интересна.

Зацепка первая. Помните фразу Михаила Булгакова, которая стала идиомой, - «рукописи не горят». Три коротких слова, в которых заключается глубочайший смысл. Нельзя уничтожить человеческую мысль – ни запрещая, ни сжигая, ни даже убивая.

Кстати, у белорусов подобные фразы тоже имеются. Например, Я. Купала в знаменитой поэме “Курган” утверждал, что «не скуеш толькі дум ланцугамі». А драматург А. Петрашкевич в этом ключе назвал пьесу о Франциске Скорине - «Напiсанае застаецца».  Правда, это не находка автора, а всего лишь калька известного латинского выражения: verba volant, scripta manent - слова улетают, написанное остается.

               К большому сожалению, в физическом смысле рукописи горят. Возьмем, к примеру, Полоцкую летопись, которая исчезла то ли в огне многочисленных войн, то ли в руках российских захватчиков. Все, что от нее осталось, - три небольших абзаца. Та же судьба, скорее всего, постигла «Рассказы о деяниях царя Дмитрия» (Opowiedzanie zdarzeń Dymitra cara) за авторством младшего сына Льва Сапеги Криштофа Николая.

Вот и трактат De non existentia Dei («О несуществовании Бога»), написанный нашим героем, по официальной версии публично сожгли на Старой площади в Варшаве 30 марта 1689 года. Только его название было способно повергнуть в шок практически любого в то время живущего, ибо, как учит Библия, Бог создал и мир, и все в нем. В трактате же доказывалось отсутствие Бога. Сама эта мысль считалась величайшей крамолой.

Трактат был главным научным трудом нашего героя, свидетельством его незаурядного ума и… главным доказательством в уголовном преследовании. Считается, что от этой работы сохранилось всего лишь пять небольших фрагментов объемом меньше чем полстранички текста. Но и того хватило, чтобы мысли пережили автора.       

Зацепка вторая. Человеческая память избирательна. На первом плане у нее всегда люди, которые пролили реки крови: полководцы, тираны, диктаторы. Люди-людоеды, люди - военные преступники. Если бы и следовало о них писать, то лишь с непременным осуждением, как о вселенском зле. Их-то, по большому счету, и людьми назвать нельзя. Это, скорее, нелюди. Маньяки и убийцы. Александр Македонский, Чингизхан, Ганнибал, Юлий Цезарь, Тимур-Тамерлан, Атилла, Наполеон, Гитлер, Сталин… На их совести миллионы смертей ни в чем не повинных людей. Но именно они становятся кумирами, именно о них в первоочередном порядке ставят фильмы, пишут романы и поэмы, слагают легенды, именно их портреты пишут. Похоже, человечество ничему не учится и все в этом мире повторяется, трагедии в том числе. 

На втором плане у человеческой памяти политики более мирного толка. В их ряду Черчилль, Рузвельт, генерал де Голль, премьер-министр Витте, канцлеры Бисмарк и Сапега, министры иностранных дел Талейран и Громыко, первые секретари компартий Брежнев и Машеров.

Третий эшелон - творческие работники: писатели, поэты, ученые, артисты, композиторы. Вряд ли стоит приводить примеры этих великих личностей, потому как, наверняка, каждый из вас сформировал их ранжир, исходя из собственного вкуса и предпочтений.

Задворки памяти отведены для жертв. Все, чего их удостоивают, одна-две строчки (Жанна д’Арк не в счет, она – немногочисленное исключение из правила). Удел жертв –сухая статистика. Немало людей ею даже владеют. Многим, например, известно, что во второй мировой войне только в одной Беларуси погибло от 2,5 до 3 миллионов человек. Эти цифры никого не оставляют равнодушным. Но лица среди них неразличимы – только океан преждевременных смертей. А ведь за каждой насильственной смертью стоит личная трагедия. Трагедия, которая уже, по сути, никому не интересна: был человек - нет человека. Трагедия, которая стала привычной, рядовой, обыденной.

Жизнь нашего героя тоже закончилась трагически. Он тоже пал безвинной жертвой, но оказался слишком яркой звездой, свет которой не могут скрыть плотные ряды великих. Уже к 1986 году о нем написали как минимум 600 раз, причем не только белорусы, но и поляки, литовцы, немцы, французы, русские, итальянцы.

Получается, наш герой не просто жертва, а жертва знаменитая - европейского ни много ни мало уровня.  Во время сеймового суда поляки с пеной у рта требовали его казни и состязались в изобретении самых изощренных и чудовищных способов умерщвления, а немцы и французы невозмутимо описали события этой трагедии в своих хрониках, чтобы приспособить их для своих нужд. Среди поляков и этнических литовцев не нашлось ни одного, кто бы встал и открыто выступил в поддержку. Все они требовали смерти. И лишь три литвина-белоруса рискнули высказаться против большинства. Зато сейчас, спустя триста лет, одни называют свою жертву «великим польским атеистом», другие «основоположником литовского атеизма». Они зачислили эту жертву себе в актив, потому что трактат жертвы, даже изъятый и недоступный для чтения, оказался на удивление провидческой и чрезвычайно влиятельной работой, которая на сотню лет опережала достижения лучших умов человечества той поры.

Зацепка третья. Любите ли вы разгадывать исторические загадки? Желает ли кто-нибудь из вас почувствовать себя Антоном Космичем, главным героем знаменитого романа Владимира  Короткевича «Черный замок Ольшанский»? Если да, тогда вы точно наш читатель. Вместе нам предстоит разобраться с одной из самых запутанных головоломок в судебной истории Беларуси, во всех ее подробностях и деталях, которые до сего дня вам точно не были известны. Вы, конечно, можете упрекнуть нас в самонадеянности, но, поверьте, исторические документы, которые нам посчастливилось держать в руках, дают право говорить так и позволяют значительно углубить знания о главном герое самого скандального судебного процесса в истории Беларуси.

Эта история сплошь состоит из загадок. Проверке и перепроверке подлежит каждый факт. Делать сколько-нибудь вразумительные выводы, не сверив с первоисточником выводы предшественников, невозможно. Один неверный шаг - и вся концепция разваливается на глазах.

Главные герои этой головоломки - престарелый отец Гераним Казимир Лыщинский, бывший судья городской брестский и подстолий мельницкий, действующий подсудок брестский земский, его жена Софья Балынская и их четверо сыновей: Матвей, Казимир, Петр и Викентий. 

Самый знаменитый из них - подсудок воеводства брестского Казимир Лыщинский, жертва и герой.

Всех участников этой истории и не перечислить. Свой неизгладимый след в ней оставили король польский и великий князь литовский Ян III Собеский и  все высшее католическое духовенство Великого княжества Литовского (ВКЛ) и  Королевства Польского. Через личного представителя Джакопо Кантельмо действовал папа римский. К ним присоединились депутаты обеих палат объединенного сейма Речи Посполитой, в том числе государственный обвинитель – главный прокурор ВКЛ Сымон Курович, маршалок варшавского сейма Станислав Антоний Щука, адвокаты и еще много-много заинтересованных лиц, большей частью завидующих чужому богатству и чужому успеху.

Три с лишком столетия множество людей пытались разобраться в этой исторической загадке. Однако и на сегодня все точки над «i» расставить не получилось. Так что, вооружившись предоставленной здесь информацией, вы сможете заняться расследованием самостоятельно.

(с) 2021 Л. М. Дроздов

Доставка и оплата
Доставка из города Минск, Беларусь
Отправка почтой в другой город по стране
Передача лично
Согласен выслать в другую страну
Невозможен возврат товара после покупки
Расчет наличными лично с продавцом при получении лота
Безналичный расчет
Полная предоплата до отправки лота по почте

Все вопросы убедительная просьба уточнять ДО ПОКУПКИ ЛОТА. Для этого есть № телефона в "Контактных данных" или пишите в "Комментариях". НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ НЕ ВЫСЫЛАЮ. ПОКУПАТЕЛЬ ПЕРВЫМ ВЫХОДИТ НА СВЯЗЬ В ТЕЧЕНИЕ 24 часов, оплата в течение 48 часов!

Похожие лоты

Вход

В течение нескольких секунд вам придёт SMS с одноразовым кодом для входа. Если ничего не пришло — отправьте код ещё раз.
Это бесплатно, безопасно и займёт всего несколько секунд
Войдите с помощью своего профиля

Регистрация

Введите номер вашего мобильного телефона:
Войдите с помощью электронной почты или номера телефона
Войдите с помощью своего профиля