Состояние | Отличное |
Ex/Ex- фото | |
Серия | R10 00129 |
Студия | Russian Disc |
Трэклист:
1.Гурийский гимн - для 3х солирующих скрипок, струнного оркестра и ударных - 13.41
2.Плачи - для струнного оркестра, ударных, фортепиано и органа - 12.35
3.In memoriam - симфония с солирующей скрипкой - 20.27
Исполнители:
Е.Смирнов, Т.Гринденко, Е.Аджемова - скрипки (1); О.Крыса - скрипка (3); Академический симфонический оркестр Московской государственной филармонии, дирижер Д.Китаенко; О.Янченко - орган (2)
Доп. информация:
Звучащие на этой пластинке три симфонические произведения Вячеслава Артёмова обладают огромным эмоциональным зарядом и в то же время принадлежат сфере концептуального симфонизма. "Музыка -- это религиозный акт, это акт веры", -- такое высоконравственное отношение Артёмова к своему искусству проливает свет и на содержательный аспект его сочинений. Эта линия, в русской культуре выраженная идеями философа Николая Бердяева и символической музыкальной драматургией Александра Скрябина, получает новое развитие в художественно много?образном и духовно едином звуковом мире Артёмова, где каждое произведение есть обращение автора к своему Идеалу, насыщение музыкаль?ных процессов этосом универсальных духовных сущностей, стремление к созданию новых духовных орбит.
"In memoriam" (1968 -- 1984 гг.) -- симфония с солирующей скрипкой -- одно из центральных произведений Артёмова, страстная исповедь, посвященная тому периоду, когда личность, вступая в пору зрелости, оплакивает идеалы юности и, вместе с тем, в огне крушений обретает абсолютную истину, становящуюся основой для более умудренного и проницательного взгляда на мир, на ценности, на бытие духа. Контрастируя и медитативной "Симфонии элегий" (1977), и симфонической поэме "Tristiа" (1983) с солирующей трубой и фортепиано, симфония "In memoriam" представляется далеким прологом к симфонии "Путь к Олимпу" (1978 -- 1984), героическое вдохновение которой, равно как и концепция пути к Идеалу через бесчисленные преодоления рождены в горниле " In memoriam ". Жанр " In memoriam " именно симфонический, и о концертировании здесь можно говорить лишь настолько, насколько концертирующим может представиться внутренний голос человеческого "я" на фоне целостного "я". Через это шеллингианское тождество субъекта и объекта можно увидеть проблески той суперсилы, что роднит Большой Взрыв, давший начало Вселенной, и слезы Алеши Карамазова... Самопознание духа в " In memoriam" осмысляется как синкретическая стадия в эволюции личности и мира, которая преодолевает их самодовлеющую замкнутость и, рождая время, открывает путь к бесконечной недосягаемости цели.
"Плачи" (1985) для струнного оркестра с участием ударных, фортепиано и органа -- оркестровая оригинальная версия трех эпизодов из Реквиема (1985 -- 1988) объединены концепцией скорби, полностью имманентной представленному здесь материалу. Жанр плача -- ив библейском, и в фольклорном смысле -- это важнейший нравственно-психологический процесс духовного очищения, это исповедь и проповедь, это пища души, жаждущей порвать оковы материальной конечности. Каждый звук плачевой интонации в первом разделе "Плачей" как бы прожигает пространство, зависая во времени, оставляя за собой кластерные ауры, которым отвечают глухие колокольные удары и интонационно обращенный плач органа. Молитвенные черты всех трех плачей усиливаются во втором и третьем разделах, усиливается "хоровой" колорит звучания струнного оркестра и эквиритмичность действия звучащих масс. Скорбь -- великая сила возвышения, но лишь тогда, когда она остранена, когда муки непосредственного переживания горя допускают рефлекцию, переходящую в медитацию. Надежда и отчаяние плача порождают веру, ибо тот, кто отчаялся, но надеется на чудо, -- воистину верит. Любовь, добро, эстетически выводимые через красоту переживания, пронизывают "Плачи", еще более дематериализуя голоса оркестровые, одновременно создавая почти чувственно ощутимую пластику духовности.
"Гурийский гимн" (1986), в основу которого положено подлинное пасхальное песнопение, известное в Западной Грузии, гурийское "Христос Воскресе", -- лишь только изначально апеллирует к каноническому национально-конфессиональному колориту. "Троице" виолончелей, излагающих гимническую тему на протяжении всего произведения, отвечает "троица" солирующих скрипок с их трепетным миром личных высказываний, стонов (эта интонация является общей для всех звучащих на пласстинке вещей), парений и взлетов. Сплетаясь по ходу развития, они образуют триединый переливающийся солнечный клубок. Звончатые ударные -- колокольчики, вибрафон, колокола -- в изысканной пуантилистической полифонии создают захватывающую, сияющую звуковую ткань. Часть струнных выполняет роль "общины", выражающей здесь некое "массовое сознание".
|
|
Похожие лоты