Состояние | Хорошее |
Н. Н. Златовратский. Устои. История одной деревни. Государственное издательство художественной литературы, Москва - 1951г., 542 стр., твёрдый переплёт, обычный формат.
Златовратский Николай Николаевич [1845--1911] -- русский писатель-народник. Род. во Владимире, в семье мелкого чиновника. Окончив в 1864 гимназию во Владимире, Златовратский в течение года состоял вольнослушателем Московского университета, после чего поступил в 1860 в Петербургский технологический институт. Но Златовратский не мог окончить курса: тяжелая нужда и борьба за существование не давали ему возможности учиться. К этому времени относятся его первые литературные опыты -- беллетристический набросок "Чупринский мир", напечатанный в "Отечественных записках" за подписью Н. Череванин, и мелкие очерки в "Искре" и "Будильнике". Тяжелая жизнь сильно подорвала его здоровье; ему пришлось оставить Петербург и уехать к родным во Владимир. Там он в 1874 написал свое первое крупное произведение "Крестьяне-присяжные", которое доставило ему литературную известность. Затем последовал в 1876 "Маленький Щедрин", в 1877 -- "Золотые сердца", в 1878--1882 печатались "Устои", в 1879 -- очерки "Деревенские будни". В 1910 вышли его весьма ценные художественные воспоминания из эпохи 60-х гг. "Как это было". Все произведения Златовратского проникнуты необычайным оптимизмом: он является ярким выразителем тяги мелкобуржуазной интеллигенции к народу. В ряде рассказов Златовратский рисует прекрасные свойства простых трудовых людей, говорит о цельности и гармоничности крестьянского общинного миросозерцания. В мужике Златовратский видит только лучшие стороны, призывает учиться у народа его мудрости. "Крестьяне-присяжные" Златовратского болеют совестью за неправду людскую и, так же как передовые интеллигенты, мечтают о совершенном социальном устройстве; Филаретушка говорит о "лепутатах", устанавливающих, "как крестьянскому устроению, согласно желанию мирскому и справедливости, подлежит быть". В главном своем произведении -- романе "Устои" -- Златовратский рисуя жизнь ряда деревень, противопоставляет два мира: группу крестьян -- хранителей "устоев", и -- новых людей деревни, кулаков, нарушающих сложившиеся веками обычаи. Столкновение принципа общины и принципа личных имущественных прав проходит через весь роман. Превознося общину, Златовратский все же показывает, как слабы при изменившемся экономическом положении "устои". Предъявленное на самовольном сходе требование земельной "поровенки" так и остается в воздухе, а стремление крестьянского поселка организовать общину не осуществляется из-за кулаков-собственников.В своих произведениях Златовратский дает идеализированную картину крестьянской жизни во всех ее проявлениях -- мира, схода, мирного земледельческого труда на фоне общинного уклада. Психологическое раскрытие переживаний крестьян Златовратским не удается (рассказы "Авраам", "Деревенский король Лир" и др.). Повествование у него, как и у большинства писателей-народников, растянуто и изобилует обилием этнографического материала, иногда вводимого в рассказ в сыром, первичном виде; присущи Златовратскому и публицистичность, голое морализирование. Умиляясь перед "золотыми сердцами народа", Златовратский часто впадает в тон то торжественно приподнятый, то сентиментальный. В таком торжественном тоне выдержана почти вся третья часть "Устоев", описывающих трудовую жизнь хозяйственного мужика. Не "критический", подобно Гл. Успенскому, а "последовательный" народник, Златовратский недостаточно осветил расслоение деревни, обостряющиеся в недрах ее классовые противоречия. Гуманный идеализм в известной мере сближает его с Короленкой. Можно предполагать, что творчество Златовратского выражало настроенность более устойчивых слоев мелкой буржуазии. В этом -- социальные корни его оптимизма.
|
|
Самовывоз.
Похожие лоты