Состояние | Хорошее |
Автор | Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова |
Серия | Руководство практического психолога |
Издательство | Екатеринбург, Деловая книга |
Год издания | 1999 |
Страниц | 176 |
Переплет | Мягкая обложка |
Издание | Второе издание |
Формат | 84х108/32 (130х205 мм, стандартный) |
ISBN | 5-88678-060-1 |
Предлагаемая вниманию читателей книга посвящена проблеме освоения дошкольниками игры с правилами как специфической деятельности и включает рассмотрение ряда конкретных вопросов: в чем состоят особенности игры с правилами по сравнению с другими видами детской деятельности, какое значение она имеет для развития дошкольника, когда и при каких условиях она может быть освоена ребенком, как можно совместить игру с правилами – достаточно жесткую, формализованную деятельность – с элементами творческого процесса.
Организуемая целостным педагогическим процессом жизнь дошкольника в детском саду может быть разделена на две составляющие. Первая – это деятельность под непосредственным руководством взрослого, где он вступает с ребенком (или группой детей) во взаимодействие разного типа (учит на занятиях, организует практическую деятельность или играет вместе с детьми), вторая – свободная деятельность детей, где они относительно самостоятельны, независимы от взрослого. Благополучие ребенка и его полноценное развитие во многом зависят от его умения развертывать самостоятельную совместную деятельность со сверстниками, которая в школьном детстве протекает преимущественно в форме игры – сюжетной или игры с правилами.
Вопросы, связанные с педагогическим руководством сюжетной игрой, получили достаточную разработку и представлены различными концепциями (Р. И. Жуковская, Д. В. Менджерицкая, А. П. Усова, Н. Я. Михайленко, С. Л. Новоселова, Е. В. Зворыгина и другие). Игра с правилами у детей дошкольного возраста изучена гораздо меньше. Как самостоятельная детская деятельность она, в основном, рассматривается в школьной педагогике (О. С. Газман, В. М. Григорьев и другие).
В дошкольной педагогике игра с правилами используется как частное дидактическое средство (позволяющее развивать у детей отдельные движения, сенсорные операции, давать им новые знания), организуется и проводится взрослым главным образом на занятиях.
Однако, для того чтобы игра с правилами служила целям общего развития дошкольников, она должна быть своевременно освоена детьми во всем комплексе ее специфических признаков, перейти из ранга деятельности, организуемой педагогом, в самостоятельную деятельность детей.
Изучение особенностей становления игры с правилами, определение условий, облегчающих ее освоение в дошкольном возрасте, необходимы для разработки путей систематического руководства самостоятельной деятельностью детей, сочетания различных ее видов, обеспечивающих наиболее полное развитие ребенка.
Книга представляет собой итог многолетних исследований авторов. В отличие от традиционных пособий, она не претендует на «истину в последней инстанции». В первой главе мы рассматриваем различные подходы к развитию детской игры, представления об игре с правилами и возможные пути формирования ее у ребенка. Основные главы пос-троены в форме экспериментальных этюдов, охватывающих последовательно все возрастные этапы дошкольного детства. В них мы попытались реализовать намеченные возможности развития игры с правилами и детально описать ход работы с детьми, чтобы материал исследования мог быть использован и практически.
Мы приглашаем читателя вместе с нами пройти непростой путь размышлений об игре с правилами, постижения разных, кое в чем противоречивых представлений о ее существе, нащупывания приемов, способствующих ее разви-тию в дошкольном возрасте.
Для читателей, которым наш ход мысли покажется убедительным, книга может составить основу для чтения курса методики организации игры в детском саду и проведения педагогической практики в школьных учреждениях. Для тех, кого мы не убедим, она может послужить стимулом для собственных размышлений и построения альтернативного курса. Но мы надеемся, что информация, содержащаяся в книге, будет полезна для всех преподавателей дошкольной психологии и педагогики, а также интересна всем специалистам в области дошкольного воспитания.
Замысел этой книги, разработка ее структуры и общая редакция принадлежит одному из авторов – Н. Я. Михайленко.
Конкретно, вклады авторов в текст книги распределились следующим образом: главы II, глава IV и заключение написаны Н. Я. Михайленко; главы I, главы II, глава III – Н. А. Коротковой; предисловие, 2 и 3 главы I подготовлены авторами совместно.
|
|
Похожие лоты