Состояние | Приемлемое |
Лискув (ˈliskuf) - деревня в Калишском повяте Великопольского воеводства на западе центральной Польши. Это центр гмины (административного округа) под названием гмина Лискув. |
Анела Мария Хмелинская (род. 27 ноября 1868 года в Пултуске , умерла 5 апреля 1936 года в Варшаве ) — этнограф -любитель , основатель Этнографического музея в Ловичах , общественный и просветительский деятель.
Она была дочерью Юзефа Васевича , доктора медицины, общественного и культурного деятеля, и Матильды, урожденной Скупевской (дочери Юлиана и Анелы, урожденной Воловской), которая умерла в 1870 году при родах второго ребенка. Ее сестра Ядвига умерла в возрасте 8 лет. Они жили в Пултуске [.
Она воспитывалась в традициях национально-освободительного движения, а свои образовательные и социальные интересы черпала из дома. Окончила школу Анны Ясинской в Варшаве, владела тремя языками. Из-за стремления к дополнительному образованию занималась самообразованием [3] .
16 февраля 1887 г. вышла замуж за врача Яна Хмелинского, герб Лещиц ](род. 27 мая 1860 г., умерла в октябре 1918 г.).
Они поселились в Цехануве , где Ян вел практику. Позже они переехали в Плоцк , Лович , а затем в поместье в Клудзенко под Гродзиском Мазовецким , где Ян умер.
У них было четверо детей: Зофья Юзефа (позже Лагуна) - учительница; Ханна Матильда (позже Скавинская) - учительница; Мария Антонина - работала в Познаньском университете , в т.ч. написал «Биографию гербологии»
; Станислав - сотрудник Министерства сельского хозяйства, доброволец в польско-большевистской войне , депутат 5-го созыва Сейма Второй Республики Польша , в 1956—1964 годах начальник отдела торговли овощами и фруктами при Министерстве внутренней торговли
Она была почетным членом Польского туристического общества (ПТК) - первой заслуженной женщиной, за свою деятельность по молодежной забастовке в Плоцке она получила Почетный знак «За борьбу за польскую школу » [8] , Этнографический отдел Музей в Ловиче носит ее имя.
По просьбе жителей Ловича Анела Хмелинская была похоронена в этом городе, на коллегиальном кладбище [9] . Посмертно в ее честь была названа одна из улиц в Ловиче.
Она занималась благотворительностью в Благотворительном обществе, заботилась о беднейшем районе города. Была председателем воспитательной секции отделения Гигиенического общества , исследовала условия жизни воспитателей и домработниц, проводила акцию купания бедных детей, организовывала физическую активность детей на игровых и спортивных площадках в рамках проекта «Сад велосипедистов». [3 ] .
Во время разделов дом семьи Хмелинских был одним из центров молодежного движения сопротивления бывших русских школ. Вела подпольную работу со школьниками; организовал школьную забастовку в 1905 ; она также вела тайное обучение . Из-за этой деятельности Ян Хмельинский потерял работу, и в результате супруги переехали в Лович [10] . Хмелинская сотрудничала с Обществом школьных коллекций, что инициировало ее интерес к музеологии.
Во время пребывания в Ловиче А. Хмелинская занималась историей Ловичской земли и разработала проект создания Этнографического музея Ловичской земли. В 1906 г. она стала соучредительницей отделения Общества школьных коллекций, а в 1909 г. отделения ПКТ [11] , организовывала лекции, лекции, поездки, в том числе, в в Варшаву, Влоцлавек ; преподавала природу в школе Ядвиги Старжинской.
А. Хмелинская собирала ремесленные изделия Ловичского края, она собирала пауков , вырезки , алтари, она также была в восторге от костюмов Ловича - полосатых платьев, фартуков, корсетов, вышивки . Она продвигала работы женщин из Ловича, например. показывая свои работы на выставках, в 1930-х учредила секцию трудоустройства вышивальщиц , выступала посредником при реализации их изделий в стране и за границей [12] .
В 1910 году она открыла Этнографический музей в Ловичах, действовавший под опекой ПТК. В 1913 году его перевели в более просторное помещение, он был разрушен во время боев на реке Бзура во время Первой мировой войны , а с 1926 года экспонаты снова стали собираться. Музей был вновь открыт в 1931 году [13] .
А. Хмелинская подготовила 20 выставок, в том числе в Лодзи (1909 г.), народные орнаменты в Варшаве (1911 г.), выставка женских работ в чешской Праге (1912 г.), этнографические предметы на выставке «Польская деревня» в Лискове (1925 г.)
Она принадлежала к крестьянскому движению , боролась за полные гражданские права для всех людей, способствовала науке и чтению в деревнях . В статьях она писала, что роль матери заключается в обеспечении детей книгами, а женщины должны открывать читальные залы, детские дома для детей. Она возглавляла преподавательскую секцию Польского просветительского общества , входила в состав Главного правления Отделения союзов сельских домохозяек в Варшаве, основывала клубы и организовывала воспитательные курсы по всей Польше, преподавала уроки, организовывала лекции, чтения в Музее
Она писала для сельскохозяйственных журналов, адресовав, например, женщинам, утверждая, что прогресс будет иметь место благодаря им и их участию в вопросах образования. Она боролась с алкоголизмом , считая его одной из причин бедности в городах и селах, и читала в школах лекции о его пагубном влиянии.
Она работала за равенство женщин , например. в музее она прочитала лекцию «Женщина в обществе», в которой рассказала о силе и будущем женщины
Библиография Хмелинской включает 274 статьи, опубликованные в 34 журналах. Большинство из них представляют собой статьи и материалы социального характера, работы о народной культуре Ловичей, травничестве, вышивке, а также описывает профили народных мастеров . Наиболее важными работами являются монографии « Ксенжаки » (Краков, 1925 г.), «Священники и их одежда» (Варшава, 1930 г.), « Из жизни Ксенжакова» (1935 г.)
|
|
На связь выходите первыми после покупки лота.Оплату жду до 3 дней дней.Лот высылаю только после оплаты
Похожие лоты