Суров А. А. Далеко от Сталинграда. Библиотека советской драматургии. 1946 г. Первое прижизненное издание.

Осталось2 дня Завершается 27 декабря в 09:34:35
0
2
№ 5037628581Хорошее состояние
75,00 бел. руб. 21,79$20,932213,70руб. Справочно по курсу НБРБ
Я согласен с правилами аукционов и покупаю лот за 75,00 бел. руб.
Описание лота
Состояние Хорошее

Анатолий Алексеевич Су́ров (10 [23] апреля 1910, Павлодар — 12 ноября 1987, Москва) — русский советский драматург, театральный критик, журналист. Лауреат двух Сталинских премий второй степени (1949, 1951). Член ВКП(б) с 1939 года.

Содержание

  • 1Биография
  • 2Творчество
  • 3Награды и премии
  • 4Примечания
  • 5Ссылки

Биография[править | править код]

Анатолий Суров родился в Павлодаре (ныне Казахстан). В 1929 году окончил среднюю школу. В 1929—1932 годах работал преподавателем обществоведения в средней школе, заведовал районным отделом народного образования. В 1933—1947 годах был на комсомольской работе в Семипалатинске, а затем в политотделе ВСЖД; корреспондент газеты «Гудок», редактор газеты «Сталинская смена» и ответственный секретарь «Казахской правды», член редколлегии и ответственный секретарь редакции «Комсомольской правды», редактор журнала «Комсомольский работник», ответственный секретарь журнала «Смена» и заместитель главного редактора журнала «Искусство». По воспоминаниям Н. Н. Месяцева, незадолго до Великой Отечественной войны Суров, будучи инструктором Ярославского обкома ВКП(б), обвинил первого секретаря обкома ВЛКСМ Ю. В. Андропова в связях с «врагами народа», и последнего от ареста спасло только заступничество А. Н. Ларионова[1].

Литературной деятельностью занимался с 1936 года. Опубликовал в периодической печати несколько статей и написал ряд пьес, которые в послевоенные годы были поставлены на сценах ведущих театров СССР. Некоторые постановки были удостоены Сталинских премий.

В конце 1948 года на всесоюзной творческой конференции некоторые докладчики, в частности театральный критик А. М. Борщаговский, неодобрительно отозвались о сочинениях ряда советских драматургов, в том числе Сурова. «Их выступления против монополизма в искусстве, — пишет А. В. Фатеев, — выражали те тенденции в их кругах, которые требовали определённой свободы, конкуренции с другими группами писателей, а также неприятие „квасного патриотизма“ бездарных писателей типа А. А. Сурова, дискредитирующих, пo мнению докладчиков, псевдотворчеством советскую драматургию»[2]. В частности, критике подвергались пьесы Сурова «Далеко от Сталинграда», «Большая судьба» и «Зелёная улица». Критика первых двух пьес инкриминировалась А. М. Борщаговскому и Ю. И. Юзовскому в знаменитой статье «Об одной антипатриотической группе театральных критиков», опубликованной в «Правде» 28 января 1949 года в ходе так называемой «борьбы с космополитизмом»[3]. Суров, как и многие другие литераторы, принял активное участие в этой кампании[4], в частности в выявлении «безродных космополитов» среди театральных критиков. А. В. Фатеев объясняет это тем, что в дотелевизионную эпоху именно критики формировали вкусы публики, они в известной степени воздействовали и на репертуар театров, что, в свою очередь, сказывалось на гонорарах драматургов[2]. В ГИТИС, где преподавали многие обвинённые в «космополитизме» искусствоведы и филологи, по воспоминаниям М. Н. Строевой, почти каждый день из Союза писателей снаряжалась «специальная бригада „бойцов“ в составе А. Сурова, В. Залесского и Б. Ромашова, чтобы производить расчистку студенческих умов от „вредоносного“ влияния бывшей профессуры»[5]. «При этом Суров, — пишет Строева, — с похмелья тяжело взбираясь на сцену в большом зале, хрипло выкрикивал угрюмо молчавшей студенческой толпе: „Я с омерзением ложу руки на эту кафедру, с которой вам читали лекции презренные космополиты!“»[5].

Позже Суров вместе с редактором газеты «Советское искусство» В. Г. Вдовиченко пытался обвинить в «космополитизме» также К. М. Симонова и Б. Л. Горбатова, и хотя доносам не был дан ход, Симонову на московском собрании драматургов и критиков пришлось специально заверить руководство партии в своей преданности[2]. В 1953 году в связи с пьяной дракой Сурова и писателя М. С. Бубеннова, также борца с «космополитизмом», появилась приписываемая Э. Г. Казакевичу и А. Т. Твардовскому эпиграмма в форме сонета, которая заканчивалась словами: «Но, следуя теориям привычным, / Лишь как конфликт хорошего с отличным / Расценивает это партбюро»[4].

По некоторым данным, занимался плагиатом и присвоением чужого литературного творчества[4]. В частности, Ю. М. Нагибин утверждал, что Суров, «будучи заведующим отделом рабочей молодёжи в газете „Комсомольская правда“, присвоил пьесу своего подчинённого А. Шейнина „Далеко от Сталинграда“»[6]. Произведения, получившие Сталинские премии (пьесы «Зелёная улица» и «Рассвет над Москвой»), также написаны не Суровым — он хитростью и угрозами вынудил настоящих драматургов Николая Оттена и Якова Варшавского признать его авторство[7]. Ещё категоричнее был Борис Лавренёв, записавший в 1955 году:

«Самостоятельно Суров за всю свою „литературную практику“ не написал ни одной строки, гнусно эксплуатируя чужой труд, выдавая его за свой, обворовывая подлинных авторов „его“ пьес на гонораре, получая за чужой труд Сталинские премии».[8]

После смерти его высокого покровителя, Сталина, пьесы Сурова в театрах не ставились[6]. Он даже не был включён в Краткую литературную энциклопедию[9].

28 апреля 1954 года вместе с тремя другими писателями исключался из СП СССР за «аморальное поведение»[10], (восстановлен в 1982 — ещё в апреле 1979 года А. М. Борщаговский в письме к В. Я. Курбатову провидчески написал: «…Остаётся только пригласить в кабинет Сурова, извиниться перед этим малограмотным авантюристом за случившееся когда-то исключение из Союза и вручить ему билет…»[11].).

Могила на Кунцевском кладбище

Похоронен в Москве на Кунцевском кладбище (10 уч.)[12].

  • Супруга — Анастасия Николаевна Комиссарова (1914—1989)
    • дочь Ирина (1937—2007)
    • сын Алексей (1946—1989)

Творчество[править | править код]

  • «Учительница»
  • «Далеко от Сталинграда» (1946)
  • «Зелёная улица» (М., Искусство,1949)
  • «Обида» («Большая судьба») (М., Искусство, 1948)
  • «Земляк президента» («Бесноватый галантерейщик») (М., Искусство, 1950)
  • «Рассвет над Москвой» (1951)
  • «Порядочные люди» (журнал «Октябрь», 1953)
  • Одного кремня искры. М., 1963

Состояние твердо хорошее.

Доставка и оплата
Доставка из города Минск, Беларусь
Отправка почтой в другой город по стране
Передача лично
Согласен выслать в другую страну
Невозможен возврат товара после покупки
Расчет наличными лично с продавцом при получении лота
Полная предоплата до отправки лота по почте

Похожие лоты

Вход

В течение нескольких секунд вам придёт SMS с одноразовым кодом для входа. Если ничего не пришло — отправьте код ещё раз.
Это бесплатно, безопасно и займёт всего несколько секунд
Войдите с помощью своего профиля

Регистрация

Введите номер вашего мобильного телефона:
Войдите с помощью электронной почты или номера телефона
Войдите с помощью своего профиля

Восстановление пароля

Укажите адрес электронной почты, который вы использовали при регистрации
Нужна помощь? Напишите нам

Восстановление пароля

Инструкции по восстановлению пароля высланы на 
Нужна помощь? Напишите нам

Согласие на обработку персональных данных

Согласно Закону Республики Беларусь «О защите персональных данных» и в соответствии с Политикой конфиденциальности, для дальнейшего использования Сайта / Приложения вам необходимо подтвердить своё согласие на обработку персональных данных.

Отказываюсь
Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.