Сымон музыка ("Сымон-музыкант") 20 рублей 2005 г.

Завершён21 сентября в 19:28:55
22
369
№ 50376557850 (Полировка, Proof)
Лот продан за 125,00 бел. руб. 21 сентября в 19:28:55, победитель alex.
Описание лота
Состояние 0 (Полировка, Proof)
Металл Серебро
Номинал 20
Год выпуска 2005
Диаметр 39 мм
Вес монеты 28,28 г

                                                                    Памятка новым пользователям ау бай.

                                                                        Как пользоваться поиском на сайте ау бай

    Отвечаю на самый распостранненный вопрос моих уважаемых покупателей

1)Вводим в поисковую строку название монеты(например День Ангела) и нажимаем на значек"Лупа"

2)После того как появились фото различных товаров на данную тему нажимаем окно "Самые подходящие по запросу"(находится в правом верхнем углу)

3)Если вы любитель монет то выбираем раздел "Дорогие"(После этого монеты подороже станут вначале списка,а монеты попроще внизу)

      Приятных покупок                                                                   

                                                     Сымон музыка ("Сымон-музыкант") 

  Третья монета серии "Сказки народов мира"                                                                            

  • Снежная королева
  • Маленький принц
  • Сымон–музыкант
  • Каменный цветок
  • Двенадцать месяцев
  • Тысяча и одна ночь
  • Приключения Алисы в стране чудес
  • Алиса в зазеркалье
  • Турандот
  • Щелкунчик

Введена в обращение: 14 октября 2005 года

Дизайн: С. Некрасова (Беларусь)

Чеканка: АО "Монетный двор Польши", Варшава, Польша

  • Серебряная, проба серебра: 925
  • номинал: 20 рублей
  • масса монеты: 28,28 г
  • масса серебра в чистоте: 26,16 г
  • качество: "анциркулейтед", монета оксидирована со вставкой (синтетический кристалл)
  • диаметр: 38,61 мм
  • тираж: до 20 000 шт

Монета имеет форму круга. Боковая поверхность монеты гладкая.

Аверс

вверху – рельефное изображение Государственного герба Республики Беларусь, в центре – на фоне звездного неба изображение мальчика и девочки, держащих развернутую книгу; под ним указан год чеканки; по кругу надписи: в верхней части – "РЭСПУБЛIКА БЕЛАРУСЬ", в нижней – "ДВАЦЦАЦЬ РУБЛЁЎ".

Реверс

вверху – орнаментальная композиция, созданная на основе традиционного белорусского орнамента, со вставкой из искусственного прозрачного кристалла оранжевого цвета; слева – изображение белорусского пейзажа, замка, хатки; справа – образ Сымона, играющего на скрипке; внизу по кругу надпись "СЫМОН–МУЗЫКА".

«Симон Музыкант» — это философская и одновременно романтическая поэма не только о трагической судьбе художника, заброшенного в этот мир, но и о нелегкой судьбе белорусского народа, который оказался на перекрестке разных культур, разных верований, разных политических тяготений. Во вступительной песне Якуб Колас заверяет, что его поэма «от земли родной, от гомона боров, от сказок вечеров, от песен музыкантов». Тем самым поэт указывает на народные истоки своего творчества, призванного связать тысячи разных нитей, из которых состоит жизнь, в одну драгоценную прядь, в одну сокровенную песнь, исполненную счастья, печали, любви.

Главным героем поэмы стал Симон — самобытный народный певец, на долю которого выпали тяжелые жизненные испытания. От природы необычайно одаренный, он с малых лет чувствовал свою чудесную особость, свое высшее предназначение. Поэт сравнивает талантливого мальчика то с одиноким листом на шумной кроне, который шелестел иначе, то со ржаным колоском, затерявшимся среди высокого травостоя. Знаменательно, что отроку выпал поэтический жребий — стать пастушком. В древних славянских верованиях бог скота Велес также являлся богом поэзии. Его служителями на земле были волхвы и пастухи, обладавшие чародейственными атрибутами — пастушеским кнутом для управления стадом и волшебной дудочкой, способной завораживать одушевленную природу. Такую же волшебную дудочку подарил пастушку и родной дед Курило — единственный из большой семьи, кто благоволил даровитому отроку. Со временем Симон не только научился слышать многозвучный язык родной Матери Земли, но и во всей полноте воспроизводить его на своей дудочке. Перед смертью дед завещал своему бедному внуку другой музыкальный инструмент, с помощью которого тот сможет добывать себе хлеб:

«Подарю тебе я скрипку,

Ты смычком лишь поведёшь,

вспыхнут слёзы и улыбки,

растворится зло и ложь!»

Как видно, подаренная скрипка обладала теми же чудесными свойствами, что и пастушеская дудочка. Став ее обладателем, Симон ощутил в себе великую силу воздействия на окружающий мир. Герой был готов к свершению подвигов — к творению чудес. После кончины любимого деда уже ничто не связывало юного музыканта с родной семьей, которая враждебно относилась к нему. И повод к разрыву нашелся: однажды волк перерезал половину овечьего стада, и пастушок сгоряча был обвинен в нерадивости. Симон навсегда покинул родной дом, хотя одумавшаяся семья и пыталась вернуть его. Напрасно плакала мать, обращаясь в холодную осеннюю тьму: «Где ты, мальчик? Отзовись!» Ее мальчик уже не слышал печального материнского голоса.

Выходя на широкий жизненный путь, творец был полон радужных надежд и мечтаний. Однако жизнь стала преподносить ему тяжелые испытания одно за другим. Поначалу Симон встретился с седым дедом, бродившим по деревням и просившим милостыню. По существу, в образе седого деда перед ним предстала аллегория народной Нищеты, которая промышляла попрошайничеством – хитрой игрой на людской доброте и милосердии. Дед предложил творцу идти «его путем»:

«А давай-ка, парень, двинем

Мы с тобой моим путём.

И от голода не сгинем,

И от холода уйдём.

Ты не бойся, живы будем.

У меня и хата есть.

А пока пойдём по людям.

Соберём, что сможем, здесь».

Началось «хождение в народ». Странствуя от села к селу, от хаты к хате, бродяги собирали подаяние в медную кружку, которая скорее заполнялась, как только Симон брал в руки скрипку и начинал выводить чарующие мелодии. Седой дед быстро разбогател, но не спешил расставаться с набитой мошной и покупать юному музыканту пристойную одежку. В лохмотьях, пояснял он, легче добывать пропитание. Симон догадался, что дед из босяка превратился в настоящего угнетателя, который нагло наживается на его божественном даре. Так возник конфликт между творцом и его вечным спутником – дельцом или, выражаясь современным языком, менеджером, призванным умело обращать чужой талант в товар и извлекать из него прибыль. Симон предложил деду «жить по правде», но тот категорически отказался от справедливого распределения денег, разумно полагая, что сносный образ жизни не позволит достичь надлежащего достатка. В конце концов, возмущенный музыкант тайно бежал от своего прижимистого менеджера, питая себя надеждой самому стать хозяином своего дара и одновременно научиться продавать его за должную плату.

Кто теперь он? Жалкий нищий.

Но ему талант ведь дан.

Он свою звезду отыщет —

Среди панов будет пан.

На пути вольного странника, полного романтических иллюзий, предстала большая корчма, куда сходились все дороги на свете. Заведением владел хитроумный корчмарь Шлёма, который по сути представлял собой аллегорию бесстыдного Торгашества и Стяжательства. Оценив исполнительское мастерство бродячего музыканта, Шлема сходу предложил ему «достойные» условия — крышу над головой, порядочный костюм и солидный денежный куш за ежедневные выступления. На деле предприимчивый корчмарь обманул Симона. Пресловутая крыша над головой обернулась запечным закутком с тараканами, порядочный костюм — поношенным лапсердаком, а солидный куш – жалкими грошами. Музыкант обнаружил, что здесь, на торжище, тоже отсутствует какая-либо справедливость: хозяин тянул из него все жилы, заставляя и дрова таскать, и воду носить, и в погреб бегать. Мало того, корчмарь покусился на священную собственность, которой обладал бродячий музыкант — его волшебную скрипку. После игры «до третьих петухов» Шлема прятал ее под портретом своего покойного отца — старого бородатого раввина, чтобы Симон не смог никуда скрыться. Действительно, портрет внушал юноше такой мистический ужас, что он боялся к нему приблизиться. Ничего не заработав, кроме обидной клички «лапсердацкого музыканта», Симон все-таки преодолел страх перед жутким портретом, выкрал любимую скрипку и под покровом ночи бежал из корчмы в темный лес.

Наутро в лесу герой встретился с князем, который в аллегорическом пантеоне Якуба Коласа олицетворял собою Власть. Восхищенный чудесной игрой народного музыканта, тот одарил Симона серебряным рублем и пригласил жить в свой великолепный замок. Княжеский капельмейстер подтвердил гениальные способности юноши, но отказался обучать бродягу нотной грамоте: мол, каждый должен помнить, кто он есть. Симон был поселен в лакейской, где над ним непрестанно издевались и подшучивали. Лишь дед Данила, сторож прекрасного княжеского сада, проявил к нему сочувствие и пригласил жить в сторожку — подальше от «псарни панской». Во время задушевной беседы музыкант задал мудрому старцу сокровенный вопрос, который давно изводил его: кто в мире так несправедливо распределил богатства между людьми? Дед стал говорить что-то насчет Высшего Разума, который, в конце концов, каждому воздаст за его дела. Но Симон не согласен ждать всю жизнь — он готов силой добиться того, чтобы восстать из пыли. Эту бунтарскую мысль он вложил в свою скорбную мелодию, которую исполнил на княжеском пиру. Князь поинтересовался сокровенным замыслом исполненного произведения, на что получил ответ: кто сеет в мире зло, тот пожнет лихо. При этом музыкант заметил, что княжеская власть небеспредельна – она не может запретить свободную мысль, которая не знает никаких границ. Предсказание героя сбылось: князь был убит неведомой пулей. С уходом правящего начала в мире поселились хаос и разруха, его обитателей обуял страх. Над замком разразилась невиданная гроза. Разбушевавшаяся природная стихия позволила Симону благополучно скрыться из потрясенного замка.

Таковы три круга, три сферы бытия, которые испытал герой ради достижения цели — стать хозяином своего дара, стать «паном среди панов». При этом иерархическое повышение сопровождалось возрастанием уровня социальных требований. В первой сфере бытия, обозначаемой как народная, речь шла лишь о естественном выживании. Во второй сфере, где господствовала рыночная стихия, говорилось о возможности некоего социального контракта, который в итоге оборачивался нещадной эксплуатацией и фактическим рабством. В третьей высшей сфере бытия герой уже не только сам предъявлял требования к власти, но и выдвигал против нее обвинения в «сеянии зла». Понятно, что эти упреки носили абстрактный характер: власть обвинялась в несправедливом устройстве сего мира, в котором нет равного доступа к социальным благам. 

Между тем, требования к властному началу обрели в поэме конкретную формулу, выраженную в необходимости получения образования:

Симон живет одной надеждой,

И все мечты его о том,

Что перестанет быть невеждой 

И станет жить своим трудом.

Паны читать научат книги,

Он стал бы ноты разбирать,

По ним играть и сочинять…

Как известно, Якуб Колас окончил учительскую семинарию, однако в поэме он изложил иной сюжетный вариант, который никак не соотносился с биографической правдой. Капельмейстер, к которому обратился бродячий музыкант с просьбой обучить его нотной грамоте, потребовал определенную плату. Находчивый Симон заявил, что попросит у Бога сто лет жизни для учителя. В ответ капельмейстер попросил принести от Господа расписку. Этот анекдот отражал не столько реальность бытия, сколько служил дополнительным доказательством его несправедливого устройства.

Итог странствия героя по трем кругам бытия оказался плачевным. Нигде он не достиг желаемого успеха. И тут ему на выручку пришла любимая девушка Ганна, которая выступила в поэме аллегорией Любви. Согласно эпическим законам она представлялась автору в трех ипостасях. Это была одновременно и милая невеста, и заботливая мать, а в совокупности – та самая родная мать Беларусь, образ которой издревле отвечал народным воззрениям. 

Эту любовь бродячий музыкант встретил в начале своего путешествия, когда укрылся от непогоды в простом крестьянском доме. Она сопровождала героя на протяжении всего странствия, появляясь в самый трудный момент жизненного выбора и советуя, как действовать дальше и куда идти. В жизни Симона любовь выступала мудрым направляющим началом, благодаря чему он всегда мог рассчитывать на ее спасительное содействие.

В то же время Любви также пришлось пройти через испытания. Ей стал оказывать знаки внимания богатый ухажер Доминик. Кстати, так звали легендарного польского князя Радзивилла, у потомков которого лесником служил отец поэта. Не сумев завоевать сердце девушки, ухажер решил прибегнуть к насилию. Ганне удалось укрыться от насильника в лесной чаще. От пережитого страха она помешалась разумом и впала в вековечное забытье, подобно спящей царевне из народной сказки. Такой и застал ее Симон. Никто из родных не мог вернуть девушку к жизни — она все время пребывала как бы на другой стороне бытия. В печали музыкант вышел в сад, достал скрипку, задумчиво тронул струны смычком, стремясь излить свое неутешное горе в грустной мелодии. Но произошло чудо — от его волшебных звуков, исполненных любви, девушка ожила. Так сказочный витязь горячим поцелуем пробуждал спящую царевну. Так гениальный белорусский певец воскрешал к жизни родную мать Беларусь после бесконечного чужеземного ига.

Поэма Якуба Коласа имела счастливое завершение. Любовь победила смерть, и влюбленные соединили свои сердца, чтобы вместе идти по жизненной дороге. 

Пошел Симон своей путиной,

Он прирожденный был песняр.

Понес он людям песен дар –

Огонь души и сердца жар,

Доволен песняра судьбиной.

Вместе с тем, поэт оставил без ответа вопрос, каким образом художнику достичь цели — стать полноценным хозяином своего бесценного дара? Три варианта — путь странствующего музыканта, путь «лапсердацкого» артиста в корчме и путь скрипача в придворном (государственном) оркестре — были во всей красе показаны на страницах поэмы, и ни один из них не удовлетворил героя. Дальнейшая его судьба представлялась крайне туманной. Очевидно, что художнику было никуда не деться от трех предложенных вариантов, и задача состояла в том, чтобы разумно сочетать вдохновенное служение народу с получением достойного вознаграждения за творческий труд.

III

Поэма Якуба Коласа «Симон Музыкант» была опубликована в 1925 году. А в следующем году в честь 20-летия со дня опубликования первого стихотворения ему было присвоено высокое звание Народного поэта Беларуси. Позднее он был избран академиком Академии наук Белоруссии, председателем республиканского комитета защиты мира, депутатом Верховного Совета СССР, награжден 5 орденами Ленина, орденом Красного Знамени, Трудового Красного Знамени, а также многими медалями. Активную общественно-политическую деятельность поэт гармонично совмещал с плодотворной творческой работой. Из-под его пера вышло несколько прекрасных книг прозы и поэзии. Своим жизненным путем, который достойно завершился 13 августа 1956 года, Якуб Колас всецело ответил на вопрос, поставленный в поэме «Симон Музыкант». 

Доставка и оплата
Доставка из города Минск, Беларусь
Отправка почтой в другой город по стране
Передача лично
Согласен выслать в другую страну
Расчет наличными лично с продавцом при получении лота
Безналичный расчет
Полная предоплата до отправки лота по почте

Похожие лоты

Вход

В течение нескольких секунд вам придёт SMS с одноразовым кодом для входа. Если ничего не пришло — отправьте код ещё раз.
Это бесплатно, безопасно и займёт всего несколько секунд
Войдите с помощью своего профиля

Регистрация

Введите номер вашего мобильного телефона:
Войдите с помощью электронной почты или номера телефона
Войдите с помощью своего профиля

Восстановление пароля

Укажите адрес электронной почты, который вы использовали при регистрации
Нужна помощь? Напишите нам

Восстановление пароля

Инструкции по восстановлению пароля высланы на 
Нужна помощь? Напишите нам

Согласие на обработку персональных данных

Согласно Закону Республики Беларусь «О защите персональных данных» и в соответствии с Политикой конфиденциальности, для дальнейшего использования Сайта / Приложения вам необходимо подтвердить своё согласие на обработку персональных данных.

Отказываюсь
Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.