Состояние | Хорошее |
Автор | ред. Ф. Х. Кессиди |
Издательство | Прогресс |
Год издания | 1962 |
Переплет | Интегральная обложка (полумягкая) |
224 стр. «Греческое чудо». Так французский историк XIX века Эрнест Ренан охарактеризовал почти внезапное возникновение и стремительное развитие такой философии, которая дала толчок всему дальнейшему интеллектуальному прогрессу. Важно понять, что именно тогда зародились основы современных наук, политического и социального устройства общества, различных искусств. Шотландский исследователь античности, Джон Бернет, полагал, что понятие науки — науки вообще — можно определить как «размышление о мире по способу греков» (thinking about the world in the Greek Way). Слово «чудо» в данном контексте имеет еще один оттенок – научное сообщество до сих пор выдвигает гипотезы, почему такое преображение случилось именно в Греции. Так и Вернан в своей работе хотя и проводит очень детальное и аргументирование историческое исследование, все же оставляет читателю место для размышлений .
Для того, чтоб понять удивительность «греческого чуда», стоит обратиться к историческим истокам, а именно к двум цивилизациям. Первая из них, Минойская, появилась в начале II тысячелетия д.н.э из-за вторжения некой народности с Востока. Минойская культура преимущественно развивалась на Крите, и в период своего расцвета представляла собой множество поселений с центром во дворцах - сложных экономико-политических комплексах (например, Кносский дворец). Минойцы были морским народом, вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра; в религиозном плане поклонялись множеству богов, схожих с богами Ближнего Востока; как государство, вероятнее всего, представляли собой взаимосвязанные города без единого общего правителя; обладали письменностью. Вероятно, что в 15 веке минойские территории подверглись некой природной катастрофе, а впоследствии были колонизированы ахейскими племенами. Период с 15 по 12 век является временем расцвета Микенской цивилизации, которая многое заимствовала от Минойской цивилизации, но имела свои особенности. Так, Вернан пишет:
«Общественная жизнь сконцентрирована вокруг дворца, играющего одновременно религиозную, политическую, военную, административную и экономическую роль…. Царь (анакт) объединяет в своем лице все элементы власти и все аспекты суверенности,… контролируются и тщательно регламентируются все области экономической и общественной жизни»;«Непохоже, чтобы в такого рода экономике нашлось место для частной торговли. Не обнаружены слова, обозначающие куплю или продажу и свидетельствующие о какой-либо форме платежа...»
|
|
Похожие лоты