Состояние | Хорошее |
Автор | пер. Искюля С. Н. |
Серия | Памятники Исторической Мысли |
Издательство | Наука |
Год издания | 1998 |
Переплет | Твердый переплет |
Большой формат. Тираж 5000 экз. 416 стр. Если кто-то хочет стать просвещенным монархом, то нужно читать вот это руководство. Тут на пальцах объяснят (точнее на исторических примерах) как нужно удерживать власть и привести свой народ к благоденствию. Не попирая добродетелей, конечно. Мабли был аббатом, чем за версту тянет от его работы, но это не означает, что она плоха. Бывали и такие просветители, кто не чурался церкви. Итак, правила для воспитания просвещенного монарха: - изучать историю - помнить, что общество не может существовать без законов и правителей. - γνώθι σεαυτόν (познай самого себя) - исследовав все глубины своей души, сможешь понять и своих подданных. Признав своих подданных "сущими детьми" необходимо стать для них отцом. -создать справедливый закон, чтобы "наставлять разум на свершение блага". Думаю, понятно, что перед этим законом люди должны быть равны. После установления таких законов начнет править балом честная конкуренция. - провести разделение властей и четко определить все обязанности исполнительной власти, чтобы пресечь нарушение закона. Разделение властей ограничат власть монарха, так как эта власть не должна превращаться в тиранию. - si vis pacem, para bellum (хочешь мира, готовься к войне). Необходимо развивать свое государство и достичь с соседями уважительных отношений. - всегда заботиться только о благоденствии народа, не поддаваться страстям, алчности и жадности - такое вот средство для государства существовать вечно. Благоденствие народа не равно богатству государства. Богатое государство быстро разлагается и уязвимо для врагов. - не делать ничего так, как делают это в России. И в Турции, и в Индии. Такое вот маленькое руководство. Если об отдельных пунктах хочется узнать подробнее, то см. "Об изучении истории". Теперь же о других идеях, попутно высказанных в этом труде. 1) Мабли отказывается от концепции прохождения государством нескольких стадий (детства, юности, старости). Государство будет существовать долгое время, если будет гармония между законами, гражданами и политикой. 2) Его общественный договор связан с идеей первоначального коммунизма - народ собрался в кучу и радовался жизни, обрабатывая столько, сколько ему требовалось. Потом появилась частная собственность и все испортила. Он признавал, что вернуться к первоначальному состоянию "дикаря"- коммуниста невозможно, поэтому надо провести ряд мер, способствующих уравниванию граждан. 3) Согласно традиции выделял монархию, аристократию и демократию. Самым плохим вариантом развития событий считал демократию - она больше склонна к брожению умов и ее никто не может контролировать. Идеал - ограниченная монархия во главе с просвещенным правителем. А теперь "О том, как писать историю". Опишем пару советов для новичков: - изучать историю -долго готовиться к ее написанию -правильно рассчитать свои силы -γνώθι σεαυτόν (да, для историка тоже). Познав себя, познаешь страсти, а это уже половина дела. Историк, лишенный знания страстей, следует столь же неопределенной и неустойчивой политике, как и некоторые государственные мужи, которые позволяют судьбе потешаться над собой Чем-то описание историка у Мабли сильно похоже на описание просвещенного государя. Мотаем на ус.
|
|
Похожие лоты