Состояние | Хорошее |
Автор | Сарианиди В И. |
Издательство | Наука |
Год издания | 1980 |
Переплет | Твердый переплет |
Большой формат. Тираж 1300 экз. 246 стр. Результаты раскопок Тиллятепе показали, какую большую роль играла Бактрия в исторических судьбах Юго-Западной Азии уже со II тысячелетия до н.э. План раскопанного храма свидетельствует о сложении здесь особой школы древнего зодчества, в особенности монументального строительства. Хотя ещё остаются не совсем ясными конкретные формы культовых церемоний, проходивших здесь в конце II тысячелетия до н.э., думается, что в первую очередь они были связаны с культом огня. Это мог быть подлинный храм огня загадочного народа, происхождение которого пока не установлено. Тем не менее уже сейчас можно считать, что следы проникновения этого народа широко прослеживаются на многие сотни километров от юго-восточного Прикаспия через Туркменистан, Узбекистан и Таджикистан вплоть до Киргизии. С другой стороны, отдельные, пока ещё спорадические памятники раннежелезного века в Атрекской долине, Сеистане (Нади Али) и вплоть до Индийского субконтинента (Пирак) с бесспорностью указывают на широкий диапазон исторических событий, связанных с исследуемым народом. Обширные материалы, полученные в ходе раскопок Тиллятепе, показывают, при всей сложности проблемы происхождения местной культуры, что в основе её лежат процессы миграции. Пришлые племена смешивались с аборигенами, образуя несколько локальных вариантов одной общей в своей основе культуры. Не исключено, что древний Иран и был той территорией, откуда племена культуры расписной керамики раннежелезного века в конце II тысячелетия до н.э. распространились по Юго-Западной Азии. В таком случае Тиллятепе представляет собой частное проявление общей закономерности на пути расселения этих племён, и можно ожидать открытия в будущем на этой территории новых памятников подобного рода, включая и монументальные сооружения типа Тиллятепе. Пока ещё остается больше неизвестного, чем известного, в истории и культуре этого загадочного народа. В частности, его погребения до сих пор не обнаружены ни на одном из памятников. С другой стороны, храм Тиллятепе впервые предоставляет фактические данные о том, что культ огня играл здесь первостепенную или даже основную роль, и это нельзя не поставить в связь с распространением несколько позднее на этой территории зороастризма. Однако нет никаких оснований прямо связывать верования людей культуры расписной керамики раннежелезного века с собственно зороастрийской религией. Скорее можно предполагать участие этих племён в сложении будущей мировой религии. Царский некрополь Тиллятепе демонстрирует продолжение бактрийских традиций спустя тысячелетне. Кажется, впервые открыты ювелирные изделия, отражающие влияние нескольких стилей в одном и том же произведении. Расположенный на Великом шёлковом пути, этот некрополь в одинаковой степени представляет огромный научный интерес как для кушановедов, так и для сарматологов, впервые вводя в научный оборот ювелирные изделия, сочетающие наряду с греко-римскими и ирано-индийскими далёкие сибирские влияния искусства кочевого мира. Удалось показать, какое большое место в искусстве ранних кушан занимало сарматское искусство, уходящее своими корнями в скифский звериный стиль. При всей очевидности внешних влияний остаётся фактом, что продолжали существовать и глубоко местные, бактрийские, традиции, истоки которых лежат в древнейшем искусстве Бактрии эпохи бронзы. Теперь есть веские данные предполагать существование в системе всего древневосточного искусства особого, бактрийского, центра златоделия, ювелирные изделия которого широко расходились по периферии тогдашнего мира. Доказательством служат находки золотых ножен кинжала со сценой терзания грифами двугорбых верблюдов-бактрианов. Бесспорно, что они изготовлены, если не в самой Бактрии, то под бактрийским влиянием. Это яркое, но далеко не последнее свидетельство существования бактрийского центра ювелирного искусства в свою очередь указывает на его «мировую» славу. Изделия отсюда проникали даже в Северное Причерноморье — общепризнанный центр скифского искусства.
|
|
Похожие лоты