Состояние | 0 (Полировка, Proof) |
Металл | Серебро |
Номинал | 20 |
Год выпуска | 2012 |
Диаметр | 30 мм |
Вес монеты | 31,1 г |
Икона Пресвятой Богородицы "Барколабовская"
Введены в обращение: серебряная, 20 рублей - 10 октября 2012 года; золотая, 50 рублей - 28 декабря 2012 года; золотая, 1 000 рублей - 28 декабря 2012 года; серебряная, 500 рублей - 28 декабря 2012 года
Дизайн: С. Заскевич (Беларусь)
Чеканка: ООО "Б.Х. Майерс Кунстпрегеанштальт", Карлсфельд, Германия
Монеты имеют прямоугольную форму, с лицевой и оборотной сторон – выступающий кант по периметру. Боковая поверхность монет с насечкой.
Аверс
в центре – орнамент в виде виноградной лозы, символизирующей Богородицу, внутри которого – памятный крест, установленный на замчище в г. Заславле в связи с празднованием 1000-летия православной церкви на Беларуси, и проба сплава; вверху – рельефное изображение Государственного герба Республики Беларусь и надпись в две строки: РЭСПУБЛІКА БЕЛАРУСЬ; внизу – номинал: 20, 50, 500 и 1000 РУБЛЁЎ, справа от номинала – год чеканки.
Реверс
в центре – образ Пресвятой Богородицы "Барколабовская"; на монетах номиналом 20 и 500 рублей – изображения нимбов над Богородицей и Иисусом Христом, звезд и каймы на одежде Богородицы, а также церковный орнамент исполнены золотом; внизу на всех монетах надпись: БАРКАЛАБАЎСКАЯ.
Барколабовская чудотворная икона Божией Матери — одна из самых почитаемых в восточной Беларуси. Согласно православному церковному календарю, она — чудотворный образ, получивший свое название по месту нахождения в главной церкви Барколабовского Свято-Вознесенского женского монастыря в Быховском районе.
Сама выбрала местоОдним из главных чудес считается обретение чудотворной иконы монастырем. По преданию это случилось на 18-й год после его основания.
В 1659 году русский князь Иоанн Пожарский, младший сын Дмитрия Пожарского, возвращался после битвы. В обозе он вез икону Божией Матери. Когда войска проезжали мимо монастырских ворот, лошади остановились — никак не хотели сдвинуться с места. Князь вошел в монастырь к игуменье Фотинии и попросил ее забрать образ, ибо, предположил, хочет Матерь Божия здесь остаться. Матушка с сестрами до утра оставили икону посреди храма, думая, где ее поставить. Вернувшись утром, они обнаружили ее, стоящей с правой стороны от алтаря, — она сама нашла себе место.
Директор Быховского районного историко-краеведческого музея Сергей Жижиян рассказывает:
— По стилю написания икона относится к слуцко-полесской школе иконописи, к первой половине — середине ХVII века. Она нездешняя, и это можно считать косвенным подтверждением легенды. С другой стороны, в этой истории есть некоторые нестыковки, о которых специалисты до сих пор спорят. В частности, действительно ли был здесь Пожарский. Впрочем, некоторые исследователи уверены: был. Они даже ссылаются на документы из московских архивов.
Всеми почитаемаяВ 2017 году Сергей Жижиян, собирая материалы для своей кандидатской диссертации, проводил раскопки в деревне Глухи Быховского района. Там раньше стоял деревянный храм Николая Чудотворца, который в послевоенное время был разрушен.
В процессе раскопок Сергей Жижиян исследовал камни на территории храма. Одной из интересных находок оказалась предположительно относящаяся к XVIII веку литая иконка с изображением коронованной Барколабовской Божией Матери. Традиционно короновала самые почитаемые иконы католическая церковь. И несмотря на то что никаких данных о короновании этого образа в источниках не зафиксировано, можно все же предположить, что ему поклонялись не только православные, но и католики.
С каждым годом растет поток паломников к иконе — просят ее об исцелении, об исполнении заветных желаний. Считается, что она лечит многие болезни, помогает при онкологии и бесплодии, в том числе мужском. В монастыре оставляют все больше благодарственных записей о святыне.Вообще, в истории иконы тесно переплелись правда и вымысел. Ходит легенда, что во время гонения на церковь одна из монахинь, чтобы сохранить святыню, замуровала ее в стену.
Действительно, после революции храмы закрывались, не избежал этой участи и здешний монастырь, который закрыли в 1924 году. Возродился он не так давно — в 2008-м.
В 20-е годы прошлого века и позже на территории монастыря были старческий приют, туберкулезная больница, детский дом, пионерский лагерь. В действительности, как рассказала настоятельница Свято-Вознесенского женского монастыря игуменья Ангелина, никто икону не замуровывал. Монахини, изгнанные из своих келий и поселившиеся в окрестных селах, хранили ее в своих домах, передавая из рук в руки. Время от времени собирались вместе, молились. Хотя это и было в атеистические времена опасно.
Последней хранительнице этой иконы однажды было видение: она должна отдать святыню в церковь. В 1953 году она передала «расписное чудо» в Свято-Троицкий храм Быхова, единственный действующий на территории района в то время. Священника, принявшего дар, в наказание потом выслали из района, но сам образ трогать не стали.
Так и хранилась долгие годы икона в Свято-Троицкой церкви Быхова, а в 2010-м ее торжественно вернули в возрождаемый женский монастырь.
|
|
Похожие лоты