Состояние | Хорошее |
Автор | Раппопорт Ю. А. |
Издательство | Наука |
Год издания | 1971 |
Переплет | Интегральная обложка (полумягкая) |
Большой энциклопедический формат. Тираж 2300 экз. 138 стр. Археологические исследования, проводимые в Средней Азии, постепенно открывают нам богатую и самобытную культуру государств, существовавших здесь в древности. Величественные руины хорезмийских крепостей убедительно свидетельствуют о мастерстве их строителей; динамичная скульптура Северной Бактрии, изящные росписи Согда позволяют представить яркость и своеобразие местных художественных школ. Но есть одна важная область древней среднеазиатской культуры, о которой мы знаем далеко не достаточно, хотя многие её особенности были раскрыты в трудах С. П. Толстова, А. Ю. Якубовского, М. М. Дьяконова, А. М. Беленицкого и других учёных. Это — религия. Письменные свидетельства о ней крайне скупы и фрагментарны, и поэтому соответствующие археологические находки, особенно находки, связанные с местными по своему происхождению культами, с большим трудом поддаются истолкованию. И в то же время именно археологические материалы позволяют ставить вопрос о существовании в древней Средней Азии достаточно развитой и своеобразной религии. К числу подобных материалов следует прежде всего отнести так называемые оссуарии — урны, в которых сохраняли кости умерших, предварительно каким-то способом очищенные от мягких тканей. С этими костехранилищами сталкивается каждый археолог, работающий в Средней Азии. Оссуарии, с открытием которых были связаны уже первые шаги среднеазиатской археологии, сразу привлекли внимание таких крупных учёных, как В. В. Бартольд, Н. И. Веселовский, К. А. Иностранцев, а позднее о них писали многие советские археологи и искусствоведы. И тем не менее некоторые вопросы, возникшие при изучении оссуариев, остаются открытыми и сейчас. Более того, по море накопления материалов встают новые проблемы, и то, что казалось ясным первым исследователям, начинает порой требовать пересмотра или же более глубокого обоснования. Отметим здесь лишь один из таких вопросов. Священная книга зороастрийцев — Авеста (точнее говоря, одна из её поздних частей — Видевдат) предписывает выставлять тела умерших собакам и птицам, рекомендуя, впрочем не категорически, сохранить кости. Поэтому считалось твёрдо установленным, что оссуарии свидетельствуют о распространении в Средней Азии зороастризма — одной из могущественных в прошлом религий, оказавшей определённое воздействие на буддизм, христианство и ислам. Постепенно, однако, становится всё более очевидным, что костехранилища, подобные тем, сотни которых найдены в Средней Азии, никогда не были характерны для Ирана, где зороастризм стал государственной религией, а некоторые особенности среднеазиатских погребальных обрядов не соответствовали предписаниям зороастрийских канонических сочинений. Эти факты требуют своего объяснения, тем более необходимого, что со Средней Азией большинство современных учёных связывают возникновение зоро-астризма, а на основании данных о способе захоронении умерших некоторые исследователи пытаются даже решить, где и когда сложилась эта религия.
Есть штампы.
|
|
Похожие лоты