Камнерезная икона Свв. благоверный князь Глеб (уб.1015)

Осталось29 дней Завершается 21 января 2026 в 21:00:00
17
14
№ 5040181602Хорошее состояние
3500,00 бел. руб. 1189,71$1016,0295 550,10руб. Справочно по курсу НБРБ
Я согласен с правилами аукционов и покупаю лот за 3500,00 бел. руб.
Возможен торг
Возможен обмен
Монеты РИ ВКЛ в качестве. Беларуские монееты и монеты СССР кроме никеля.
Описание лота
Состояние Хорошее

Будущие святые Борис и Глеб были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира. Они родились еще до Крещения Руси, но воспитывались по-христиански. Предпочли смерть  борьбе за власть против родного брата.

Старший из братьев, Борис, любил учиться, читать из православных писаний, много молился и хотел стать угодником Божиим. Княжил он в Ростове.

После смерти князя Владимира старший его сын, Святополк, провозгласил себя великим князем Киевским. Святой Борис, возвращавшийся из похода на печенегов, бороться за престол не стал и, не желая вражды с братом, распустил дружину: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего, которого мне следует считать за отца!»

Однако Святополк, за свое коварство прозванный Окаянным, не поверил Борису, которого любил народ, и, опасаясь соперничества, подослал к нему убийц. Узнав об этом, Борис предпочел смиренно пойти на смерть, исполняя заповедь о любви к врагам, чтобы не допустить междоусобной войны. Вскоре после утрени воскресного дня, 24 июля 1015 года, он был пронзен копьями ратников Святополка в своем шатре на берегу реки Альты, но остался жив. Выйдя из шатра, он помолился и обратился к своим палачам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда его еще раз пронзили копьем и повезли тело в Киев.

Тело страстотерпца тайком привезли в Вышгород и погребли в храме во имя святого Василия Великого.

Клубный аукцион добавил 13 декабря, 13:38

 Б. А. Рыбаков написал: «Существование специальных резчиков по камню явствует из обилия русских каменных иконок и крестиков XI-ХIII вв. Вполне возможно, что выделкой этих иконок занимались монастырские мастерские», – и привел ссылку на публикации изделий, среди которых нет ни единого, относящегося к XI-ХII вв.11 Из пяти изделий, отнесенных к указанному вре­мени Т. В. Николаевой, не оказалось ни единого, выполненного раньше рубежа ХII-ХIII вв.12 Таковы реальные факты, никем не оспоренные.Объем и общий характер византийского художественного импорта в ХI-ХII вв. на Руси неизвестны. Однако шиферные рельефы с мифологическими сюжетами в Киеве могли быть выполнены только при использовании в качестве образца соответствующих сцен на византийских ларцах с накладками слоновой кости13. Византийские иконки ХII в. из стеатита и сланца обнаружены при археологических раскопках в Киеве и Новго­роде14. Эти изделия оставляют впечатление мастерства и изящества, присущих константинопольской продукции. Не исключено, что отдельные греческие мастера, свободно владевшие искусством художественной резьбы по камню, могли появиться в этот период в Киеве или Новгоро­де, но результаты их  ворчества неизвестны, в отличие от металлопластики, прослеживаемой в последней четверти ХII в.15Как ни велик соблазн удревнить появление местной традиции изготовления каменных иконок в Киеве, – удается ее проследить только с начала ХIII в., когда она представлена различными стилистическими вариантами16. Один из них, характеризующий произведения группы мастера «1200 г.», свойственный византийским столичным изделиям при­дворного круга (стеатитовые иконки Уверения апостола Фомы, Иоанна Богослова, св. Космы и Дамиана); другой, «группы мастера Распятия», с графическо-декоративной манерой и своеобразными «каллиграфическими» сопроводительными надписями; третий – архаизирующий, с укрупненными головами и кистями рук17. Все эти резчики являются носителями оформившихся художественных направлений и совершенно не похожи на осваивающих профессию ремесленников. Характерно, что мастер архаизирующего стиля успешно работал с различным материалом в разной технике, и каждой из них владел в совершенстве18. Ареал распростра­нения этих изделий неодинаков, причем самый широкий у «группы мастера Распятия», образцы которой и наиболее многочисленны, в целом их датировка не выходит за пределы первой трети ХIII в. Генетически данная продукция непосредственно связана с Византией, что затрудняет выделение предметов импорта, особенно неравноценного по качественному уровню19. Обнаруженные произведения отчасти обязаны мастерам, оказавшимся на Руси после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 г. и образования Латинской империи на Востоке, в условиях которой трудно было найти достойное применение их художественному ремеслу. В этом плане Киев открывал большие возможности, а изделия находили ценителей даже в демократической среде. Изысканная стеатитовая иконка Уверения апостола Фомы вызывает наивное керамическое подражание, обнаруженное в Переяславе20. Существование камнерезного дела в Киеве оказалось ограничено десятилетиями, предшествовавшими монголо-татарскому вторжению. Но, судя по иконке св. Георгия-воина из Триполья, было отмечено выполнением замечательных образцов21.Локализация каменных иконок ХIII в. затруднена тем обстоятельством, что резчик мог работать не только в большом ремесленном центре, но и там, где оседала его продукция, скажем в Изяславле или Любече22. В пользу последнего предположения может свидетельствовать в целом невысокий профессиональный уровень резьбы, хотя в то же время применены технические приемы, прослеживаемые по образцам определенной художественной традиции23. Впрочем, могли миг­рировать как сами мастера, так и выполненные ими изделия, которые порой судьба заносила даже далеко за пределы Руси: в Грузию и на Синай.Византийский вектор в развитии древнерусской каменной пластики малых форм безусловно был определяющим ее общий характер, но это никак не исключало проникновение западных иконографических мотивов и стилистической характеристики. Немало тому способствовали крестовые походы, обусловившие развитие весьма своеобразного культурного направления24. Нe обошло оно стороной и средневековую Русь, оставив в ее искусстве самые разнообразные следы25. Помещенное в киот со створами западное скульптурное изваяние св. Николая около 1200 г, воспроизводит на каменной иконке резчик, манера которого близка скандинавской романике, и при повторении затем этой композиции киевским мастером исчезают непонятные для него реалии, а позже, уже в Новгороде, на основе более радикальной адаптации образца создана совершенно новая композиция26. Аналогично была в резьбе первой половины ХIII в. интерпретирована западная деисусная композиция с двухъярусным расположением полуфигур27. В это же время квалифицированные романские резчики выполняют каменные иконки, найденные в Рязани28.Под воздействием западных изображений складывается иконография Гроба Господня в новгородской каменной пластике29. Этот перечень может быть продолжен. Однако надо при этом сделать и важное уточнение: заимствования большей частью входили в византийском культурном контексте, и в таком случае их западное происхождение не учитывалось.По-видимому, в начале XIII в. камнерезное художественное ремесло проникает не только в Киев, но и в иные русские наиболее значитель­ные политические и культурные центры. Несколько каменных иконок связаны своим происхождением с Полоцким княжеством30. Некоторые из них с чертами романского стиля, и особенно примечательной в этом плане является найденная при археологических раскопках на Верхнем замке в Полоцке в 1967 г. с изображением св. Константина и Елены31. Среди русских изделий она уникальна и не имеет полноценных стилистических аналогий. В целом стильная резьба отличает преимущественно наиболее качественные изделия, вышедшие из рук опытных мастеров.Зарождение камнерезного художественного ремесла в Новгороде, где получило наиболее широкое развитие, представляется особенно интересным. Между тем, оно пока прослеживается с трудом, по отдельным археологическим находкам изделий ХIII в. неравноценным и разнохарактерным32. Среди них и отличающаяся высоким мастерством сланцевая иконка с изображением св. Димитрия Солунского с Космой и Дамианом, византийского круга, выполненная около 1222-1225 гг., возможно, для князя Всеволода Юрьевича33. По стилю с ней сопоставима двусторонняя шиферная иконка с изображениями Распятия и избранных святых, тоже 1220-х гг., ошибочно прежде отнесенная к продукции московских мастеров XIV в.34 Однако становление новгородского камнерезного художественного ремесла как производства происходит лишь на рубеже ХIII-ХIV вв., при своеобразных обстоятельствах35. С одной стороны – твердая византийская основа, с другой – позднероманские элементы, словно вплетенные в канву36. Их роль нельзя не заметить, но ее нельзя переоценивать, поскольку это свойство унаследовано вместе с художественным стилем византийской пластики ХIII в.37 Бесспорным воздействием выполненных для крестоносцев греческими мастерами икон отме­чена композиция новгородских каменных образков ХIV в. с движущимися попутно парными святыми всадниками38. Трудно представить, что все это достигает далекой северной периферии византийского культурного мира, пусть даже с некоторым запозданием, когда в Константинополе успело оформиться элитарное искусство эпохи Палеологов.Новгородские каменные иконки ХIII-ХIV вв. в количественном отношении составляют более половины всего фонда произведений древнерусского камнерезного художественного ремесла, даже без учета того, что не учтены все материалы, а также некоторые ошибочно приписаны продукции иных культурных центров39. Пока невозможно окончательно выяснить, существовало ли камнерезное дело ХIII-ХIV вв. во Пскове, испытывавшее воздействие Новгорода, а позже – Москвы, или логичнее предполагать в известных образцах предметы импорта40. Могло, судя по археологическим находкам недавнего времени, оказаться отмеченным новгородским влиянием и ремесло Твери. Для того, чтобы занять столь влиятельное положение, Новгород должен был иметь широко поставленное ремесленное производство и опытные кадры резчиков по камню, тем более, что каждое произведение было продуктом индивидуального исполнения. Говорить о серийном изготовлении изделий можно скорее условно и в немногих отдельных случаях, имевших свои причины.Продукцию новгородских резчиков характеризуют определенные сюжеты и иконографические схемы, порой отличающиеся вариативностью и воспроизводящие живописные образцы, в целом соответствующие византийским41. Это изображения Гроба Господня, Деисуса, Богоматери Умиление, св. Николая (иногда в окружении семи отроков эфесских). В качестве материала новгородцы обычно используют различные породы сланца (шифера), реже – известняк, мелкозернистый песчаник, и лишь в исключительных случаях – темный или темно-серый твердый камень, схожий с базальтом. Сюжетная избирательность явно предопределена не только популярностью, но и устойчивой сакрализацией конкретных образов и иконографических формул. Изображение Спаса на престоле дают тому наглядный пример42. Деисусная композиция, представленная в новгородских каменных иконках XIV в., имеет общий источник, иногда несколько интерпретируемый резчиками43. Многочисленные каменные иконки св. Николая отражают эволюцию его иконографии на протяжении нескольких столетий, прежде всего в новгородской иконописи44. Некоторые миниатюрные рельефы воспроизводят наиболее оригинальные изображения святителя45. Показательно, что изображения семи спящих отроков эфесских не являются самостоятельной иконографической темой каменных образков, но лишь служат обрамлением изображений Христа, Богоматери с Младенцем, св. Николая46. Особый интерес представляют весьма редкие изображения на каменных иконках местных новгородских святых, как правило, включенные в определенную композицию47. Естественно, часто воспроизводили в каменной резьбе Чудо св. Георгия о змие в его различных иконографических изводах48.Новгородские паломнические каменные иконки с преобладающим изображением Гроба Господня уже неоднократно служили предметом анализа. Примечательна и датируемая ХIV в. иконка из мелкозернистого песчаника с изображением Благовещения, Сретения и Крещения49. Ее иконография и композиционная схема, как выясняется, восходят к средневековым палестинским евлогиям, сопроводительные греческие и латинские надписи которых были восприняты новгородским ремесленником как собственные имена50.Творчество средневекового мастера преимущественно анонимное, но некоторые произведения могут быть сгруппированы по индивидуальной манере исполнения. Это удается сделать по отношению к некоторым резчикам по камню, связанным с Киевом и Новгородом51. Сходные манеры объединяются понятием мастерской в его приложении к древнерусской производственной практике52. Т. Б. Николаева, оказавшись перед нерасчлененной массой новгородских каменных иконок, выделила относимые к Новгороду предположительно, затем с изображениями воинов и архангелов, работы мастерской с линейной орнаментацией одежд, мастерской с монументально-живописным стилем, мастерской с чертами романо-готической пластики и византийской иконографии, мастерской с преобладающей декоративной орнаментацией одежд, заштрихованными треугольниками или прямыми линиями, мастерской с условно декоратив­ной трактовкой многофигурных сюжетов, мастерской с живописно-пластической лепкой фигур с символическими и патрональными изображениями, иконки с изображениями Гроба Господня и святых, с изображениями конных воинов, плоского рельефа со штриховой трактовкой одежд, в иконописном стиле конца XIV – начала ХV в., с композициями праздников, иконки XV в., отметив и пути новгородской пластики в конце ХV – начале ХVI в.53 Столь сложная, если не дробная, классификация красноречиво говорит не только о необычайно широко развитом искусстве художественной резьбы по камню в средневековом Новгороде, но и о почти синхронно работающих там мастерах со своими индивидуальными манерами, скорее всего оформившимися явно не на местной почве; по крайней мере, – во многих случаях. Это предположение заставило критически осмыслить сформулированные положения с привлечением более широкого историко-культурного контекста54. В результате установлено, что у истоков новгородской каменной резьбы малых форм прослеживается присутствие греческих мастеров. При всех локальных отличиях продукция «мастерской с чертами романо-готической пластики и византийской иконографии» не отделима от византийской палеологовской пластики. Свойства, приписанные мастерским, скорее воспринимаются как индивидуальные манеры конкретных ремесленников. Характерно, что на ранних этапах встречаются высокие образцы, но на рубеже ­ХIV-ХV вв. заметна некоторая дробность, параллельно с этим усиливается стилизация.На заключительном этапе развития новгородского камнерезного дела начинают появляться воспроизведения московских византинизирующих иконописных оригиналов. Сказывается, с другой стороны, также ставшая заметной миграция мастеров, работающих в Вологде, Сольвычегодске, Великом Устюге. Впрочем, ни в одном из этих городов камнерезное художественное ремесло не имело того размаха, равно как столь искусных резчиков (не считая переселившихся новгородцев), а также богатых, наделенных тонким эстетическим вкусом заказчиков. Требования последних существенно формировали тот высокий уровень развития новгородской пластики малых форм, который обеспечил ей ведущее место в средневековом русском искусстве.Хотя ряд образцов каменной пластики ­ХIII-ХV вв. исторически связан с Владимиро-Суздальской Русью, очень трудно характеризовать мастерство ее городских ремесленных центров, даже несмотря на то, что обнаружены остатки камнерезной мастерской во Владимире. Часть продукции стилистически близка монументальной скульптуре первой трети ХIII в.55 Другая – образцы новгородской резьбы, возможно в некоторых случаях выполненные в этом регионе, как каменная иконка Богоматери Одигитрии ХIV в.56 Встречаются также ремесленные изделия, о стилистической принадлежности которых  говорить невозможно. Не многим лучше обстоит дело и с выявлением продукции московских мастеров, что кажется вызывающим удивление. Нет оснований оспаривать наблюдения Т. В. Николаевой, позволившие ей локализовать Москвой ряд виртуозных по исполнению образцов каменной резьбы, но в то же время нельзя признать мос­ковскими характерные новгородские образцы57. Исследовательница писала: «Во второй половине ХV в. выработалась совершенно особая манера резьбы, в которой передача лиц и одежд приобрела четко отработанные черты, заимствованные с иконописных образцов»58. Явно речь идет о том византийском стиле, который прежде всего проявляется в московской деревянной резьбе, более распространенной в ХV в., чем каменная59. Новые археологические находки в пределах Москвы и Подмосковья в последние годы, по мере введения их в научный оборот, могут значительно облегчить решение проблем, требующих привлечения более широкого круга произведений.Практически невозможно на основании отдельных разрозненных находок характеризовать камнерезное художественное ремесло западных земель, особенно при отсутствии качественных научных публикаций.

Доставка и оплата
Доставка из города Минск, Беларусь
Передача лично
Невозможно выслать в другую страну
Расчет наличными лично с продавцом при получении лота

Выкуп в минском клубе коллекционеров по средам с 14-00 в вск с 12-00

Похожие лоты

4 комментария

Вход

В течение нескольких секунд вам придёт SMS с одноразовым кодом для входа. Если ничего не пришло — отправьте код ещё раз.
Это бесплатно, безопасно и займёт всего несколько секунд
Войдите с помощью своего профиля

Регистрация

Введите номер вашего мобильного телефона:
Войдите с помощью электронной почты или номера телефона
Войдите с помощью своего профиля

Восстановление пароля

Укажите адрес электронной почты, который вы использовали при регистрации
Нужна помощь? Напишите нам

Восстановление пароля

Инструкции по восстановлению пароля высланы на 
Нужна помощь? Напишите нам

Согласие на обработку персональных данных

Согласно Закону Республики Беларусь «О защите персональных данных» и в соответствии с Политикой конфиденциальности, для дальнейшего использования Сайта / Приложения вам необходимо подтвердить своё согласие на обработку персональных данных.

Отказываюсь
Для обеспечения удобства пользователей сайта используются cookies.