Состояние | Хорошее |
Федор Ястреб
18.09.2009 12:46:35
Федор Ястреб: «На время хочется стать пещерным человеком»
Его творческий путь начался в четыре года с графитного карандаша «Весна» и альбома для рисования, которые мама положила в качестве новогоднего подарка под елку. Сейчас, спустя полвека, работы художника Федора Ястреба хорошо знают не только на родине, но и в России, Украине, Бельгии, Голландии и еще во многих странах мира, где проходили его персональные выставки.
Заведующий галерейно-выставочным комплексом Национальной библиотеки, автор и куратор больших международных проектов, член Белорусского союза художников и председатель Международной гильдии живописцев даже в отпуске очень занят. Он работает над новыми картинами, пишет книги и вынашивает планы новых грандиозных выставок.
— Федор Адамович, вы работаете даже во время отпуска. Что же для вас идеальный отдых?
— У меня сейчас отпуск, и я получаю истинное удовольствие от того, что могу работать столько, сколько захочу. Сначала я полагал, что хорошенько высплюсь, поскольку обычно в течение года сплю очень мало. Но привычка берет верх, и все равно встаю в 6.20.
Идеальный отдых для меня не может быть в Минске. Идеальный отдых — уехать куда-то далеко. Поскольку я человек публичный, общительный и таков характер моей работы, то мне иногда хочется уединиться, на время стать пещерным человеком — чтобы поразмышлять о себе, вернуть все на круги своя, ведь в сутолоке дней забываешь какие-то вечные истины.
— Вы помните свои первые работы?
— Помню. Публиковал свои первые рисунки в «Бярозцы» и других детских печатных изданиях. Хотелось бы отыскать журналы и газеты тех времен и взглянуть на свои детские работы. Однажды в санатории встретился с одним из бывших редакторов «Бярозкi». Он спросил: «А вы, может, тот Ястреб, который присылал нам свои рисунки? Я их помню: в обыкновенном конверте, сложенные в четыре раза, мы в редакции утюгом разглаживали листы…» Так через много лет я познакомился с редактором, который принимал мои работы.
— А что именно вы рисовали в детские годы?
— Как правило, это были игровые сцены, связанные с детьми.
— Почему вы решили связать свою жизнь с искусством?
— Думаю, что первый толчок к творчеству дала мне мать, а потом —жизнь, работа. Мама великолепно шила, придумывала модели одежды и воплощала их в жизнь. Тетушка по отцовской линии, которая жила во Франции, сначала также работала модельером. А потом, когда умер ее муж, живописец, сама взялась за кисть. Мой отец, дед и другие родственники по этой линии великолепно рисовали, и многие стали профессиональными художниками.
— Вы родом из Беларуси?
— Я родился в Нарочанском крае, откуда вышли многие художники, поэты. Но несмотря на то что мое детство прошло в таком живописном уголке, очень редко пишу пейзажи. Потому что убежден: природу все равно не передашь такой, какая она есть, ею лучше наслаждаться воочию.
— Когда художник берет в руки кисть, он думает о впечатлении, которое произведет его работа на публику, или следует движению своей души?
— У любого современного живописца нет абсолютно прямого диалога со зрителем. Каждый зритель — его соавтор. Поэтому в смысле понимания, прочтения, интерпретации работы каждый художник имеет очень много соавторов. Вся публика, которая так или иначе отреагировала на работу, принимает участие в сотворчестве.
Современное искусство нацелено на то, чтобы зритель понимал и раскрывал для себя работу постепенно. И за внешней поверхностной простотой сюжета зачастую скрываются совершенно иные, более глубинные смыслы, которые постигаются не сразу. Художник не дает готовый продукт, он предлагает публике поразмышлять, обнажить чувства, поиграть ассоциациями. И таким образом он выступает в качестве детонатора культурной программы зрителя.
— Наверное, трудно чем-либо удивить современного человека?
— Трудно, но возможно. Его можно удивить не изощренной техникой, а прежде всего идеями. И здесь мне хочется обратиться к молодым художникам: для того чтобы заявить о себе, нужно постоянно искать свой стиль, свое лицо, быть самобытной личностью. Творить, никого не повторяя. Если вы честны по отношению к себе, то будете интересны публике.
— Много ли времени уходит на картину?
— Есть работы, которые я писал по три-четыре года. Вроде бы написал картину, она готова, оставил ее. А через какое-то время взглянул на нее и решил что-то дописать. Но иногда лучше не трогать, потому что есть риск разрушить все то, что уже сделал. Лучше начать писать новое.
— Вы считали, сколько у вас работ?
— Нет, не вел учет. К тому же они у меня надолго не задерживаются: то кто-то купит, то кому-то подарю. Работы не должны стоять в мастерской — это мой давний принцип. Если они стоят, значит, где-то ты недорабатываешь. Они должны участвовать в выставках, продаваться, дариться — должны работать на публику. Но некоторые картины никогда не продашь — это так называемые этапные работы, они есть у каждого художника. Они остаются с тобою на всю жизнь.
— Счастливый человек — это про вас?
— Прямо не ответишь. Мне бы хотелось избежать многих ошибок и трудностей, которых было чрезвычайно много в моей жизни. Чтобы состояться в человеческом и творческом плане, пришлось преодолевать себя и множество проблем. При этом у меня не было никакой поддержки. Пройдя через все это, я сегодня хорошо понимаю молодых художников, которые мечтают состояться в своей профессии и чьи честолюбивые планы разбиваются о быт: нужна крыша над головой, хлеб, средства для работы. Будучи не в силах самостоятельно решить эти вопросы, многие таланты ломаются. Поэтому художнику, кроме особой трепетной души, нужна еще и железная воля, чтобы никакие жизненные обстоятельства его не ломали. Для меня всегда действовало правило: не поддаваться обстоятельствам. Да, в определенные моменты очень тяжело, но это для меня испытание на прочность. Думаю, что именно железная воля и достаточно жесткий при определенных обстоятельствах характер помогли добиться того, к чему я стремился.
|
|
НАЛОЖЕННЫМ ПЛАТЕЖОМ НЕ ОТПРАВЛЯЮ!
Похожие лоты
1 комментарий