Состояние | Хорошее |
Автор | Керимов К. |
Издательство | Искусство |
Год издания | 1970 |
Переплет | Тканевый переплет |
Большой энциклопедический формат. Мелованный альбом. Ляссе. Тираж 2000 экз. 108 стр. Живописную серию школы Султана Мухаммеда открывает «Диван» Хафиза, созданный в шахской библиотеке около 1533 года для Сам-Мирзы, брата шаха. В миниатюрах Султана Мухаммеда отчетливо виден полный отход от принципов и формул, выработанных Бехзадом, и «Сцена попойки» является тому прекрасным примером. Это миниатюра - важнейшее из творений Султана Мухаммеда, она характеризуется подчеркнутым реализмом, переходящим подчас в гротеск, более масштабной композицией, большей насыщенностью фигурами и другими изобразительными элементами, большей эмоциональностью и более мощным динамизмом. Мир-Мусеввиру в этом роскошном экземпляре «Хамсе» принадлежит одна миниатюра на сюжет «Нуширван и совы» в поэме Низами «Сокровищница тайн». Весьма оригинальная по композиции и разработке отдельных деталей, эта миниатюра иллюстрирует один из очень поучительных рассказов Низами. Однажды сасанидский царь Нуширван, увлекшись охотой, отдаляется от своей свиты. В сопровождении лишь одного из визирей царь подъезжает к разрушенной деревне; на одной из разрушенных стен они видят двух сов. От криков сов, разносившихся над этими жуткими развалинами, царю становится не по себе, и он спрашивает визиря, о чем они говорят. Тот отвечает, что одна из сов выдает свою дочь замуж и требует в качестве платы эту разрушенную деревню и еще несколько подобных деревень из окрестностей. Другая отвечает, что выполнить эту просьбу не составит труда, ибо пока жив царь Нуширван, народ будет и дальше бедствовать и нищать, и поэтому недостатка в разоренных селениях не будет. Здесь поэт устами мудрого визиря обличает злоупотребления и несправедливость государей прошлого, в иносказательной форме призывая современных ему правителей быть справедливыми, дать народу свободу и процветание. Смысл жизни царей, по Низами, не в пирах, охотах и наслаждениях, а в служении народу и прославлении себя добрыми делами. На полной повествовательности миниатюре, иллюстрирующей этот сюжет, изображены на конях Нуширван и его визирь, движение которых остановили голоса сов, сидящих на руинах некогда пышного дворца. Нуширван, вооруженный луком и стрелами в колчане, сидит на красном коне, а едущий следом визирь — на серовато-желтом муле. На возвышенной части развалин заброшенного дворца уже свил гнездо аист, здесь выведены птенцы. Два других аиста летят в облачном небе, один из них несет в гнездо птенцам убитую змею. С верхней части арки свисают живые змеи, украдкой подползающие к гнезду аиста. На самом верху портала разрушенного дворца сидят две совы. Элементы пейзажа скомпонованы со вкусом: громоздящаяся красочная скала с деревом, под которым на камнях кустик, сплетение ветвей деревьев и т. д. В ярких красках даны и костюмы персонажей, весьма достоверны их доспехи и орудия труда. На некоторых местах руин дворца обнажились облицовочные плиты, оголилась стена и видна кирпичная кладка. Эта жизнерадостная по колориту миниатюра, сочетающая реалистичное изображение фауны и флоры со сказочностью и декоративностью восприятия, характеризует новый стиль тебризской миниатюры. Но условно декоративная манера ее не раскрывает идею литературного произведения, направленного против разрушительных войн, причиняющих людям бедствия. Чрезвычайный интерес представляет неподписанная миниатюра из этой рукописи, изображающую дуэль между мудрецамисоперниками — Эсхилом и Эврипидом. Как следует из поэмы «Сокровищница тайн», соперники должны были состязаться в изощренном изготовлении яда для оппонента: один дал своему противнику отравленную пилюлю, а другой сорвал для соперника розу. Первый мудрец, подозрительно следивший за действиями соперника, умер от страха, еще не понюхав розу, второй же, спокойно выпив яд, остался невредим. Далекая от раскрытия идейного содержания стихов поэта, композиция миниатюры необычайно декоративна. Автор и в этой миниатюре большое внимание уделяет красоте природы. Верхнюю часть композиции занимают цветущие деревья, вытянутые кипарисы, кусты и птички. Вдали за горой виден по грудь придворный служитель (паж), придерживающий коня с удлиненной кисточкой на шее, что свидетельствует о принадлежности его знатному хозяину, который на миниатюре сидит под особым балдахином. Своеобразное состязание соперников мудрецов наблюдают собравшиеся гости, перед которыми поставлены блюда с фруктами и разными яствами. Обстановку, характерную для придворной жизни, подчеркивают изображенные за правой группой сидящих гостей сокольничий и прислужник, подающие напитки. На переднем плане - мудрецы-соперники. Тот, что постарше, уже упал замертво и лежит, уронив поданный ему другим мудрецом букет цветов, его головной убор откатился в сторону. Второй в восторге от своей удачи щелкает пальцами обеих рук. Некоторые из собравшихся выражают удивление, прикусывая указательный палец.
|
|
Похожие лоты