Состояние | Хорошее |
Автор | Карабыков А. В. |
Издательство | ИЦ "Гуманитарная Академия" |
Год издания | 2013 |
Переплет | Твердый переплет |
Тираж 800 экз. 352 стр. Монография А. В. Карабыкова посвящена характеристике воззрений на сущность языка и способы его использования, свойственных культуре христианского Средневековья. На основе изучения широкого круга источников, включающего в себя выдающиеся произведения агиографии и рыцарской литературы, важнейшие богословско-философские, морально-дидактические и исторические трактаты, автор подвергает тщательному анализу как лингвистические воззрения мыслителей, внесших решающий вклад в формирование средневековой картины мира, так и сами социокультурные пласты и явления, способствовавшие развитию
средневекового сверхперформатизма. Издание адресовано историкам-медиевистам, филологам, культурологам, а также всем интересующимся духовной культурой Средних веков.
Содержание
Предисловие . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
I. ВВЕДЕНИЕ В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКУЮ
МЕТАФИЗИКУ ЯЗЫКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
II. СИМВОЛИЧЕСКОЕ ВИ ДЕНИЕ МИРА . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
Обоснование символизма: пути миро- и богопознания. —
Способы толкования Писания и творения. — Трансформация архаического принципа вселенской симпатии. —
Культурно-цивилизационные следствия символизма:
куль тивирование символа. — Реакция на сакрально-семиотическую традицию Древнего Рима. — «Очеловечивание»
знамений: символизм букв, имён и чисел. — Техники символического толкования: аналогия и этимология. — Принцип иерархической множественности смыслов как основа
средневековой герменевтики
III. СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ОБРАЗ ЯЗЫКА . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 81
Приоритет молчания над речью. — Переосмысление ассоциации «молчание — смерть» в христианстве. — Ангелизм
как важнейшая черта средневеково-платонистической антропологии. — Понимание языка в качестве артефакта. —
Трансформация традиции имянаречения в X–XIII вв. — Тенденция к символическому уподоблению природы человека
и слова. — Представление о слове как божественном даре. —
Сверхперформатизм средневекового образа языка и проблема христианской магии.
IV. ОТ СЛОВА К СЛОВУ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 133
Мировоззренческие факторы, определявшие осмысление
языка: символизм, метафизический реализм, платонистический идеал человека. — Лингвистические воззрения
Августина: конвенционализм и инструментализм. — Место языка в кругу других знаковых систем, эпистемологическая
«нищета» слова. — Эволюция взглядов Августина: перенос внимания на художественно-выразительные потенции
речи. — Основы теории языка в трудах каппадокийцев. —
Лингвистический аспект арианских споров. — Аристотелевская основа гносеологии Василия Кесарийского. — Эпистемологическая продуктивность языка. — Постулат
коммуникативной ответственности и теологическая
значимость герменевтической работы. — Платоническая
тенденция в концепции языка Григория Нисского. — Антропоморфность языка и проблема божественной речи. —
Своеобразие гносеологии Аквината: роль языка в познании,
онтологическое предназначение слова. — Актуальность катафатики: соответствие имени умопостигаемой сущности предмета. —
V. «И ЕСЛИ СКАЖЕТЕ ГОРЕ СЕЙ…» . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 195
Социокультурные условия, способствовавшие развитию средневекового сверхперформатизма. — «Власть ключей» как метафизическая основа речевых священнодействий
Церкви. — Роль сакральных перформативов в жизни и культуре Средних веков. — Эскиз жанровой классификации. —
Семантико-прагматический анализ ключевых жанров (благословение, проклятие, экзорцистское заклинание, обет
и клятва). — Амбивалентность средневекового восприятия клятвы: евангельский запрет и причины его забвения. —
Учение о клятве Григория Назианзина.
VI. ВОЛЯ К ДОВЕРИЮ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 285
Феномен средневекового доверия. — Критика его вульгарноупрощённого объяснения. — Прескриптивное понимание
истины: истина как соответствие образа существования
вещи замыслу Творца о ней. — Концептуальное неприятие
лжи и его жизненно-практические следствия. — Опыты построения типологии лжи. — Ключевые черты канона речевого поведения. — Уклонение от лжи, злословия
и праздноречия как важнейшие аспекты речевой аскезы. —
Императив «симфонии» речи и жизни. — Смысл и судьба
риторики в средневековой культуре: причины её отрицания, параллельное стремление к её переосмыслению в христианском духе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 346
|
|
Похожие лоты