| Состояние | Хорошее |
| Автор | Минина В.Б. |
| Издательство | Искусство |
| Год издания | 1980 |
Николай Васильевич Томский (настоящая фамилия — Гришин, 1900—1984) — выдающийся советский скульптор-монументалист, педагог, профессор. Президент Академии художеств СССР с 1968 по 1983 г. Действительный член Академии художеств СССР (1949, член-корреспондент 1947). Народный художник СССР (1960). Герой Социалистического Труда (1970). Лауреат Ленинской (1972), пяти Сталинских (1941, 1947, 1949, 1950, 1952), и Государственной премии СССР (1979). Учился в Ленинградском художественно-промышленном техникуме (1923?27) у В.В. Лишева. Участвуя в реставрации монументально-декоративной скульптуры в Ленинграде, изучил традиции русской школы ваяния 19 в., которые легли в основу его пластической манеры. Большое место в ранний период творчества заняла работа над образом С.М. Кирова. Лучшие произведения 1930-х гг. свидетельствуют, насколько органичными явились для него принципы социалистического реализма. Сочетая индивидуальное и типическое, характерный жест и законченные, тщательно моделированные формы, создал образы, проникнутые героическим пафосом (памятник С.М. Кирову в Ленинграде (бронза, гранит, открыт в 1938, Государственная премия СССР, 1941, см. илл.), статуя «А. Бусыгин» (гипс, 1937), памятник В.И. Ленину в Воронеже (бронза, гранит, открыт в 1940)). Эти черты творчества проявились и в работе над произведениями, прославляющими героев Великой Отечественной войны 1941?45. Среди работ этого периода ? многочисленные портреты (И.Д. Черняховского (мрамор, 1947 Государственная премия СССР, 1948), М.Г. Гареева (базальт, 1947), П.А. Покрышева и А.С. Смирнова (оба ? мрамор, 1948) ? все в Третьяковской галерее, И.Н. Кожедуба (бронза, 1948, Русский музей, Ленинград), все ? Государственная премия СССР, 1949) и памятники (И.Р. Апанасенко в Белгороде (бронза, 1944?49) и др.). За памятник Апанасенко, цикл монументальных рельефов на историко-революционные темы (с соавторами, гипс, 1949), портрет С.М. Кирова (мрамор, 1949, Третьяковская галерея) получил Государственную премию СССР в 1950. В 1951 выполнил скульптурный портрет Н.В. Гоголя (мрамор, Третьяковская галерея, Государственная премия СССР, 1952), а в 1952 ? памятник писателю для Москвы (бронза, гранит). Как и в 1930-х гг., много работает над образом В.И. Ленина (памятники в Орле (1949?61), Вильнюсе (1952), Вологде (1958), все ? бронза, гранит, и в др. городах). Со 2-й половины 1950-х гг. обращается к поискам более активных и выразительных форм в монументальных композициях (памятник В.И. Ленину в Берлине, гранит, 1970, Ленинская премия, 1972), углубляется индивидуальная характеристика модели, пластичней становится манера лепки в портрете (портрет Д. Риверы, бронза, 1956?57, Третьяковская галерея).
|
|
Похожие лоты