Состояние | Хорошее |
Автор | Протоиерей Сергий Булгаков |
Издательство | Минск, Лучи Софии |
Год издания | 1996 |
Страниц | 96 |
Переплет | Мягкая обложка |
Формат | 84х108/32 (130х205 мм, стандартный) |
ISBN | 985-6171-02-4 |
В дни земной жизни Спасителя Его окружало всегда множество народа (Мф. 4, 25. 9, 36. Лк. 6, 17) слушать божественное учение, зреть чудеса Его. Но среди этого, всегда сменяющегося, множества были и те, которые раз навсегда были удержаны в Его близости, «следовали за Ним и служили Ему» (Мр. 15, 41). Были и такие избранники, которых любил Господь, «Марфу, сестру ее и Лазаря», (Ио. 11, 5. 11, 36), «друга» Господа («Лазарь, друг мой, уснул» Ио. 11, 11). И были, наконец, апостолы, нарочито призванные Им быть свидетелями «Его дел и учения» (Д. А. 1, 8), избранные Сердцеведцем от всех людей избранного народа. Их призвал Он лично и поименно (Мф. 4, 18–21. 10, 1–5. 3, 16–19. Лк. 6, 13–16, Мр. 1, 16–19) особым торжественным избранием, в таких словах выраженном евангелистами: «взошел на гору и позвал их к Себе, кого Сам хотел – οὔς ἤθελεν αὐτος и поставил – ἐποίησεν – (из них) двенадцать, чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь, и чтобы они имели власть исцелять от болезней и изгонять бесов» (Мр. 3, 13–14), причем, по свидетельству св. Луки, Он накануне этого дня провел всю ночь в молитве: «в те дни взошел Он на гору помолиться, и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Когда же наступил день, призвал учеников Своих и избрал из них – έκλεσάμενος ἀπ’αὐτῶν – двенадцать, которых и назвал апостолами» (Лк. 6, 12–13). Их делал Он свидетелями чудес, к ним обращал Он свои поучения, Им наедине изяснял притчи, их Он посылал на проповедь (Мф. 10, 5 слл. Мр. 3, 14–15. Лк. 9, 1–6). Кроме двенадцати (οἰ δώδεκα) были и еще другие семьдесят учеников, которые тоже посылаемы были на проповедь (Лк. 10, 1–16) и о которых Сам Он свидетельствовал, что имена их написаны на небесах (Лк. 10, 20). И к ним обращаясь, изрек Он: «блаженны очи, видящие то, что вы видите! Ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали» (Лк. 10, 23–4). Св. апостолы и избранники Христовы составили Им установленную иерархию, степени которой и определялись приближением к Нему: не то были только следовавшие за Ним и служившие Ему от имений своих (Лк. 8, 2–3), что апостолы, и не то семьдесят, что двенадцать. Были и внутри двенадцати различия в личной близости к Учителю: так определенно выделяются из двенадцати три: Петр, Иаков и Иоанн, которые избираются Им быть лицезретелями тайн Божиих: Они единственно допускаются Им присутствовать при воскрешении дщери Иаировой (Мр. 5, 37, Лк. 8, 51), вместе с отцом и матерью, только они одни – μόνους – нарочито – κάτ’ ιδίαν – призываются на гору Преображения (Мф. 17, 1. Мр. 9, 2. Лк. 9, 28). Только их троих берет Он в Гефсиманский сад (Мф. 26, 37. Мр. 14, 33) присутствовать при молитвенном борении. Наконец, они же вкупе с Андреем (единственный случай четверицы) на Елеонской горе внемлют речам о конце мира. Из них Иаков, брат Иоаннов, был усечен мечем в гонение Ирода (Д. А. 12, 2.) и явился первым мучеником среди апостолов. Кроме этой троицы, среди апостолов есть и двоицы: Господь и избирает не единолично, но двоицами друзей или братьев: Петр и Андрей, Иаков и Иоанн, сыны Зеведеевы, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот (Мф. 10, 2–4), причем и на проповедь они посылаются по два (δύο-δύο) (Мф. 6,7), также как и семьдесят (Лк. 10). Однако, эти дружеские двоицы не имеют иерархического значения и лишь указывают на внутреннее строение сонма апостольского «обанадесяте». Но есть одна двоица, имеющая первостепенное и притом именно иерархическое значение: это Петр и Иоанн. Но чтобы постигнуть ее смысл, нам надо раньше выяснить то место среди двенадцати, которое принадлежит каждому из этих апостолов в отдельности, ибо они имеют свое особое и в своем роде единственное положение. Начнем с Петра.
|
|
Похожие лоты