Состояние | Хорошее |
Автор | пер. Котенко Р. В. |
Издательство | Евразия |
Год издания | 2002 |
Переплет | Твердый переплет |
Тираж 2000 экз. 328 стр. Зарождение дзенского начала в японской культуре происходит с проникновением в страну буддизма, который практикует различные формы и направления своего учения. Чтобы достигнуть «просветления» в дзен-буддизме, существует практика коан (на кит. – гунъанъ), что буквально означает «высказывание», «сказанное вслух». Как способ приобретения «пробуждения», оно возникло в Китае, а затем проникло в Японию. Суть метода: ученик в течение нескольких часов находится в состоянии мысленного и эмоционального напряжения. Чтобы не потерять свое состояние, ученик произносил постоянно фразу «Му». А тем временем наставник ведет с ним непрерывную беседу, в которой загадывает загадки и задачи (ложные или истинные). Ученик отвечает жестами. Цель медитации – вывести на истинный путь ученика, в результате чего тот становился «пробужденным», свободным, в буквальном смысле «парящим как птица». После «пробужденный» испытывал радость, гармонию с космосом внутри себя, произносив лишь иероглиф «Ка». Но происходило это при одном условии: ученик должен был сам вести себя к этому пути, то есть к нему стремиться, желать и стараться, а учитель всего лишь направлял его на этот путь [1]. Дзен-буддизм стал основой для японцев не только при обучении боевым искусствам, но и сформировал определенную психологию, свод правил поведения (мораль), ценностей для истинного самурая, которые были закреплены в кодексе – бусидо. Воинов, которых власть императора удерживала для собственной защиты, именовали «буси», то есть принадлежавшие к высшим слоям общества. Как и в Китае, так и в Японии необходимыми составляющими облика являются два начала – ученость (например, чтение умных книг и трактатов) и военное искусство. Самураи со всей серьезностью относились к своему высокому предназначению. Отличительный атрибут самурая – усы. На Востоке существовала традиция, если воин погибал в бою, то противник, дабы удостовериться, что тот не является женщиной, отрезал усы с носом. Данный атрибут был показателем мужественности самурая [1; 2; 3]. Одним из составляющих правил бусидо является верность господину, клану и семье. В воспитании самурая в японском обществе использовалось сильное чувство привязанности к семье и верности традиции, в особенности среди высших сословий. Во всем господствовал китайский дух поклонения предкам. Семья, а вместе с ней и ее роль в обществе, род занятий и прочее, считались священным наследием, что заставляло сына – особенно старшего – идти по стопам отца. С раннего детства мальчика и девочку отделяли, распределяя в разные части дома. Воспитанием мальчика занимались исключительно мужчины. В нем поощряли смелость и отважность. В младенчестве ему не рассказывали страшных сказок, так как считалось, что таким образом рождались страх и неуверенность. Его обучали хорошим манерам
вежливости и уважения в общении со старшими по возрасту и высшими по рангу (господину). С пятнадцати лет всех мальчиков из самурайских 32 семей в обязательном порядке периодически водили смотреть судебные казни. Процесс казни осуществлял палач, которого называли кайсяку. На казни мальчику предоставлялась возможность поучаствовать (т.е. стать кайсяку), чтобы отсечь чувство сострадания, жалости, страха, нерешительности.
|
|
Похожие лоты