Состояние | Отличное |
352 стр. Увеличенный формат | |
Автор | Зонтиков |
Издательство | Кострома |
Год издания | 1997 |
Переплет | Мягкая обложка |
ОГЛАВЛЕНИЕ-ЧАСТЬ I. ИВАН СУСАНИН:•Cлужба и кровь[13:]-Глава 1. РОМАНОВЫ И ИВАН СУСАНИН•Романовы и костромской край[19:]•Иван Сусанин[27:]-Глава 2. РОМАНОВЫ: ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ•Романовы в конце XVI – начале XVII веков[33:]•Романовы в 1605 – 1612 годы[37:]•Почему Романовы поехали на Унжу?[42:]-Глава 3. ГИБЕЛЬ СУСАНИНА: КАК ЭТО БЫЛО?•Когда погиб Сусанин?[50:]•При каких обстоятельствах был убит Сусанин?[54:]•Сусанин погиб в Исупове?[60:]-Глава 4. ПОСМЕРТНЫЕ ПОЧЕСТИ СУСАНИНУ.•За службу к нам, и за кровь , и за терпение…[64:]-Глава 5. МОГИЛА СУСАНИНА•А разве есть могила Сусанина?[70:]-ЧАСТЬ II. СУСАНИН В ИСТОРИИ РОССИИ:-Глава 6. ПАМЯТЬ О СУСАНИНЕ В XVII – I-й ПОЛОВИНЕ XVIII ВЕКОВ•Имя Сусанина в XVII – I-й половине XVIII веков[83:]-Глава 7. НАЧАЛО ВСЕРОССИЙСКОЙ ИЗВЕСТНОСТИ СУСАНИНА•Почему с конца XVIII века имя Сусанина становится известным?[91:]•Отечественная война 1812 года и после неё.[97:]-Глава 8. СУСАНИН – ГЕРОЙ "ОФИЦИАЛЬНОЙ НАРОДНОСТИ" (30 – 50 годы XIX века)•Официальный культ Сусанина: причины возникновения[107:]•Создание оперы "Жизнь за царя"[112:]•Сооружение памятника Сусанину в Костроме[123:]•Коробовские белопашцы в 30-50 годы XIX века[129:]-Глава 9. СУСАНИН – ГЕРОЙ РОССИИ (конец 50-х годов XIX – начало XX веков)•В эпоху реформ: величие и нигилизм[138:]•Взлёт и падение коробовских белопашцев[142:]•Грянувший гром: скептик Н.И.Костомаров[147:]•Светила русской исторической науки против Н.И. Костомарова[153:]•1866 год. "Второй Сусанин"?[155:]•В защиту Сусанина: костромские краеведы в полемике с Н.И. Костомаровым[165:]•Историческая и художественная литература о Сусанине в конце XIX – начале XX веков[172:]•Коробовские белопашцы во 2-й половине XIX – начале XX веков[178:]•Сусанинские места во второй половине XIX века[181:]•Общее отношение к Сусанину на рубеже XIX – XX веков[184:]•1913 год: 300-летие правления Романовых – 300-летие подвига Сусанина[186:]•Сооружение памятной часовни в Деревеньках[196:]-Глава 10. НИЗВЕРЖЕНИЕ СУСАНИНА (1917 - сер. 30-х гг.)•Сусанин и 1917 год[199:]•Разрушение сусанинского памятника. Переименование Сусанинской площади[201:]•Разрушение и преображение романовского монумента[208:]•Уничтожение храма-памятника Сусанину в Коробове[213:]•Общее отношение к Сусанину до второй половины 30-х годов[216:]-Глава 11. ВТОРАЯ ПОЛОВИНА 30-х ГОДОВ: СУСАНИН СНОВА НУЖЕН•Сусанин возвращается[218:]•Закрытие храма в Домнине[220:]•Возвращение Сусанина[224:]•Возвращение оперы М.И. Глинки[227:]•1939 год: историческая наука о Сусанине[229:]•Переименование Молвитина в Сусанино, Молвитинского района – в Сусанинский[233:]•Почему был возвращён Сусанин?[236:]-Глава 12. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА. СУСАНИН ВМЕСТЕ СО СТРАНОЙ•Сусанин и война[241:]•Танковая колонна имени Ивана Сусанина[245:]•Возрождение домнинского храма[248:]-Глава 13. ВЕЛИКИЙ ПАТРИОТ ЗЕМЛИ РУССКОЙ(1945 -конец 60-х годов)•Первые послевоенные годы[252:]•В 50-е – начале 60-х годов[256:]•В середине 60-х годов[263:]•Открытие памятника Ивану Сусанину в Костроме[266:]•Образ Сусанина в поэзии 50-80 годов[274:]-Глава 14 НА ПЕРЕЛОМЕ(конец 60-х -конец 80-х годов)•Конец 60-х: "царская" версия возвращается[282:]•Ю.Д. Черниченко: покушение на устои[285:]•60-80 годы: верность заветам[287:]-Глава 15 ВОЗРОЖДЕНИЕ (конец 80-х -конец 90-х годов)•Падение "советского" Сусанина[299:]•Опера Глинки: возрождение[300:]•Сусанинская площадь: возрождение[301:]•Именной указатель.[343:]•Указатель географических названий.[349:]
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Иван Сусанин, главный герой этой книги, не нуждается в особом представлении читателю. Высоких и хороших слов произнесено о нём немало. Мне же хочется сказать о нашей вине перед памятью этого человека.
Известно, как высоко чтилась память о Сусанине в России до революции. Причём чтилась, в первую очередь, по-христиански. В Коробове – там, где жили потомки Сусанина (ныне это территория Красносельского района), в середине XIX века был сооружён храм, освящённый во имя Иоанна Предтечи, в честь которого был наречён и наш костромской мученик. На родине Сусанина, в деревне Деревеньки, в память о нем в начале этого века была построена небольшая часовня (сейчас она – единственное сооружение, оставшееся от этой деревни, простоявшей многие столетия, но не пережившей колхозной эпохи). Традиционным днём молитвенного поминовения Сусанина считалось 11 сентября (нов. стиль) – день Усекновения главы Иоанна Предтечи.
После революции Сусанин был объявлен прислужником романовского самодержавия, а память о нём подлежала искоренению. Однако обаяние и сила образа костромского крестьянина были так велики, что безбожная власть со временем решила поставить Сусанина себе на службу: партийные пропагандисты стали восхвалять его как героя и патриота. Естественно, что восхваление это – казённое и бездуховное – зачастую было равным поруганию. Я уже не говорю о том, что на фоне знаков официального почитания были осквернены святыни – храмы и часовни – всех сусанинских мест костромского края.
Церковь – хранительница духовных устоев России – всегда чтила память о Сусанине, в первую очередь, с духовной стороны. Несколько лет тому назад посетивший Кострому епископ Василий (Родзянко), внук последнего председателя Государственной Думы дореволюционной России, сказал о Сусанине так: “Я всегда почитал его подвиг. Ведь это такая сила духа! Завести врагов на погибель, заведомо зная, что они хотят убить тебя, завести и погибнуть… Это евангельский образ! (...) Это … подвиг истинно христианский, подвиг христианского мученичества, подвиг совершённый во имя спасения Православного Отечества нашего и веры Православной нашей. Потому-то народ наш и сохраняет в памяти своей, уже почти четыре столетия, это святое имя, давно ставшее для каждого русского человека именем-символом”. * Как верно это сказано владыкой Василием, человеком трудной судьбы, прошедшим тюрьмы и лагеря титовской Югославии! Воистину, образ Сусанина – это образ страстотерпца и мученика, образ подвижника.
Сусанин жил в страшное и подлинно Смутное время. Ныне наша страна вновь переживает трудные времена, во многом напоминающие Смуту начала XVII века. Немало людей сейчас запуталось и ожесточилось. Однако образы таких христиан, как Иван Осипович Сусанин, не могут не внушать оптимизма и уверенности в том, что, очищаясь покаянием и возвращаясь к вере своих предков, Россия переживёт и эти нелёгкие времена. Архиепископ Костромской и Галичский Александр (Могилев)
* О канонизации Ивана Сусанина. // Благовест, 1991, №2 (12), с.7.
|
|
Возможна пересылка в другую страну. Условия оплатны и стоимости доставки в другую страну обязательно согласовывать до покупки
Похожие лоты